По сути, в документе должны быть отражены различные модели привлечения средств в отрасль, в том числе бюджетное и проектное финансирование, субсидирование процентных ставок, выпуск инфраструктурных облигаций, софинансирование социально значимых инвестпроектов институтами развития. Однако, многие эксперты считают, что Минстрой стратегию «завалил».

 

Любой каприз за наши деньги

Главный упрек в адрес стратегии вызывает тот факт, что большая часть ответственности за развитие и обновление отрасли перекладывается с государства на плечи потребителей услуг и частных инвесторов.

Так к 2020 году предполагается резкое сокращение госфинансирования этой отрасли. В итоге есть появляется риск монополизации рынка концессий в сфере ЖКХ компаниями, близкими к региональным и местным элитам, роста коррупции, вывода капиталов из отрасли.

«Что касается населения, то перекладывание на него большей части расходов на содержание жилищного фонда и на его модернизацию в условиях значительного износа (не менее 60-70%) вряд ли может быть эффективным. Граждане просто не смогут профинансировать столь значительные расходы, при этом их уровень жизни еще больше ухудшится», - обращаются некоторые депутаты Госдумы с коллективным запросом на имя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. 

К тому же перенесение бремени расходов на содержание и модернизацию сферы ЖКХ на граждан косвенно блокирует реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, так как ограничивает и без того сократившееся потребление населения.

 

Стратегия без цели

 

Нашел много недочетов в стратегии и Общероссийский народный фронт. Как говорится в справке ОНФ, тест которой приводят «Известия», Минстрой не увязал цели развития ЖКХ с задачами, которые должны будут быть поставлены для их достижения.

Например, в разделе III "Основные приоритеты, цели и задачи госполитики в сфере ЖКХ" авторы документа не детализируют основную цель развития отрасли. Поэтому представляется невозможным оценить, насколько поставленные задачи соответствуют заявленной в стратегии цели.

В разделе IV "Меры по развитию ЖКХ по основным направлениям ЖКХ", как отмечают в ОНФ, и вовсе сформулированы действия Минстроя, который он принял для развития ЖКХ за прошедшие 1,5 года работы.

Как отметил глава центра «Народная экспертиза» ОНФ Николай Николаев, стратегия развития ЖКХ до 2020 года в нынешнем виде представляет собой презентацию позиций Минстроя по различным вопросам. Однако не решает поставленных перед отраслью задач.

"Нет четкой цели, не определена общая политика развития ЖКХ, нет понимания того, к чему мы должны идти, по какой модели будет развиваться жилищное строительство и другие вопросы", - пояснил Николай Николаев в интервью «Известиям».

Он пояснил, что сегодня существует большое количество разнонаправленных программ: жилищного строительства, капремонта, расселения аварийного жилья.

"Но, к сожалению, Минстрой пока не смог увязать концептуально их исполнение. Пока мы видим: ведомство реализует каждую программу отдельно и нет общей концепции", - отметил эксперт.

Николаев считает, что, например, если оставить программы капремонта в нынешнем виде, которые еще и реализуются наобум, то аварийного жилья в будущем будет все больше. По его мнению, выстраивать программу капремонта нужно так, чтобы целью было обеспечить наиболее продолжительную эксплуатацию домов.

Эксперты считают, что ЖКХ сегодня нуждается в реформировании, хотя это и будет сделать сложнее, чем в предыдущие более "зажиточные" годы.

"Проблема в том, что в жилищной сфере нет рынка, нет рыночных условий, тарифы сильно занижены. Я уже не раз говорил о пользе таких мер, как взносы на капитальный ремонт, но сейчас граждане в сложном положении и вряд ли одобрят такой сбор", - пояснил преподаватель факультета экономики недвижимости РАНХиГС и директор Ассоциации ТСЖ Московской области Сергей Белолипецкий, слова которого приводят "Известия".

 

  Марина Староверкина