Операторы сотовой связи нашли способ заработать на базах данных своих клиентов. Как передает Коммерсантъ,  "Вымпелком" и МТС запустили пилотный проект, в рамках которого на основании потребительской информации об абонентах формируют их оценку как потенциальных заемщиков. Эта информация прямиком попадает в банк, разумеется, не за «спасибо». Продажа обезличенного скорингового балла закону не противоречит,  но могут ли данные о платежах и заграничных поездка рассказать, сколько денег в вашем кошельке?

 

Опыт других операторов

Big Data - технологии для обработки очень больших объемов данных с целью получения простых и полезных для бизнеса результатов - это один из главных новых трендов ИТ рынка.

 

Как оказалось, сотовые операторы уже давно анализируют ваши данные. Так в "МегаФоне" технологию big data начали осваивать еще два года назад. Однако такие проекты, по заверению представителей компании, много денег принести не могут, поэтому приоритетными не являются.

"Мы решили сконцентрироваться на практическом применении анализа "больших данных" к основному бизнесу: с точки зрения оптимизации затрат и улучшения обслуживания",— поясняют в «Мегафоне».

МТС также уже провел аналогичный пилотный проект по скорингу абонентов с несколькими банками. Оценивать риски заемщика будут на основе анализа данных о его отношениях с оператором — например, частоты смены номера, количества вхождения в блокировку номера, регулярности пополнения баланса. Другие параметры компания будет готова раскрыть ближе к запуску проекта. На данный момент оператор находится на стадии завершения реализации технического решения по оценке рисков заемщика. Готовый продукт компания может предложить уже  в этом году.

 

Кто расскажет больше?

 

Так что «Вымпелком» в этом деле далеко не первооткрыватель. Однако есть в его случае некоторые нововведения. Оператор намерен использовать не только информацию о платежах клиента за мобильную связь и оплате услуг со счета мобильного оператора, но и данные, полученные с помощью геолокации. Оператор выдаст все, за исключением вашего имени: где вы совершаете покупки, ездите ли за рубеж, пользуетесь ли автомобилем или перемещается только на общественном транспорте и т. д.

"Понятно, что, если клиент пытается взять кредит на автомобиль премиум-класса, но ни разу не ездил за границу, живет в спальном районе и регулярно осуществляет покупки в магазинах экономкласса, его доходы могут быть не настолько высоки, как он заявляет",— поясняет источник "Ъ".

Более того, возможно, оператор будет считать не только ваши деньги, но и деньги ваших друзей.

"Платежеспособность окружения также может влиять на скоринговый балл потенциального заемщика",— поясняет собеседник "Ъ".

В пилотном проекте участвуют почти два десятка банков. Им-то сотовый оператор и продаст скоринг - балл, сформированный на основании данных о потребительском поведении клиента. В "Вымпелкоме" эту информацию Ъ подтвердили.

""Вымпелком" действительно находится на стадии пилотного проекта по банковскому скорингу с рядом известных российских банков. Впрочем, пока о коммерческой эксплуатации говорить рано, необходимо дождаться результатов", - рассказала представитель оператора Анна Айбашева.

В ряде банков подтвердили участие в проектах операторов, но неофициально, сославшись на соглашения о конфиденциальности.

 

Закон о персональных данных

 

При "мобильном скоринге" ни операторы, ни банки юридических рисков не понесут. Персональные данные и информация об оказываемых услугах банкам не передаются, им сообщается исключительно обезличенный скоринговый балл, полученный в результате обработки математических моделей. При этом банки должны будут получить отдельное согласие потенциального заемщика на обработку данных операторами, отмечают в "Вымпелкоме" и МТС, а сами операторы — отдельное согласие от абонентов.

 "Закон "О персональных данных" не запрещает юрлицам обмениваться некоей цифровой комбинацией по конкретному абоненту, если на обработку персональных данных и передачу их третьим лицам есть согласие клиента",— отмечает управляющий партнер Legal Capital Partners Дмитрий Крупышев.

Попытки сотовых операторов легально извлекать выгоду из собранных массивов данных о клиентах являются общемировой практикой.

"Есть несколько успешных направлений использования big data — таргетированная реклама и розничный бизнес, включая банки. Например, в Великобритании ритейлеры имеют возможность с помощью данных Telefonica измерять трафик в своих сетях и анализировать профиль этого трафика",— рассказал руководитель направления по работе с операторами связи Deloitte в СНГ Антон Шульга.

Он отмечает, что банкам подобное сотрудничество выгодно, однако для операторов это "скользкая тема" и они аккуратно анализируют последствия для своего бизнеса: "Абоненты могут решить, что данные, которые есть у их операторов, могут навредить им".

Защитники прав потребителей такие опасения разделяют. "Операторы должны сделать публичной методику расчета такой оценки и конкретные параметры, на основании которых она формируется, чтобы заемщик не лишался права на кредит только потому, что не тратит деньги в дорогих ресторанах или оказался в обществе финансово недисциплинированных коллег. Кроме того, у абонента должно быть право получить от оператора информацию о том, кому и когда тот ретранслировал свою аналитику и какую оценку присвоил",- говорит глава Международной конфедерации обществ потребителя Дмитрий Янин.

 Марина Староверкина