В Министерстве регионального развития предложили решить проблему «возникновения конфликтов на религиозной и национальной почве». Ксенофобские высказывания будут теперь несовместимы с работой на госслужбе. Предложения направлены в правительство и по сообщению «Известий» могут быть включены в Госстратегию по межнациональным отношениям.
Все кто когда-либо «позволял себе некорректные высказывания в адрес людей другой национальности или религии» не смогут в будущем поступить на государственную службу. А если ксенофобские высказывания допустил действующий чиновник, то его должны уволить.
Когда предпочитают бороться с последствиями, а не с причиной – возникают подобные предложения. Так думает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «С суждениями бороться легче. Те, кто резали людей в Кондопоге, не высказывали ксенофобских взглядов – они действовали. Боевики из Чечни, вторгшиеся в Ингушетию, тоже ничего не говорили – они действовали. В ответ они, конечно, могли услышать нечто «нетолерантное», – говорит политолог. Какой-то чиновник мог высказаться под горячую руку – и что его надо теперь уволить?
По мнению Михаила Ремизова «действия, за которыми стоит хорошо организованная сила, могут остаться незамеченными, а человек, который пытается говорить и комментировать это в политической плоскости, – расплатится».
По меньшей мере «спорным» считает предложение Минрегиона директор Московского бюро по правам человека Александр Брод. «Русский язык очень богат нюансами и оттенками, – напоминает правозащитник, – поэтому то, что для одного толерантно, то для другого таковым не является». Александр Брод считает, что необходимо это предложение как следует обсудить и детализировать юридические тонкости проекта. Смущает и внесудебный характер новации. «Те, кто действительно разжигает национальную рознь, должны неотвратимо ответить за это по суду. Но всё должно быть доказано. Эти предложения неконкретны» – говорит эксперт.
Кто будет принимать решение по этому поводу? Иосиф Дискин, член Общественной палаты, который присутствовал на совещании, говорит «Известиям», что «выполнить это будет несложно: есть квалификационная коллегия, которая может высказать недоверие чиновнику или претенденту на госпост, если он позволял себе необдуманные высказывания».
В справедливости неведомых общественности квалификационных комиссий сомневается Александр Белов, координатор Центрального Совета Движения против нелегальной иммиграции. К тому же сейчас есть жесткая 282 статья УК, которая квалифицирует все признаки разжигания национальной розни. Уже сейчас по закону, осужденные по этой статье не могут работать на госслужбе. Александр Белов в конце интервью предупреждает: «толерантность это болезнь», а инициативу Минрегиона называет «абсурдной».
«Все нормы американской и европейской политкорректности, над которыми мы смеемся, покажутся нам цветочками, после принятия этого предложения», – продолжает тему Михаил Ремизов. Решения межнациональных проблем будут загоняются вглубь, в подполье и становиться все менее операбельными. Речь идет о «нетолерантных» высказываниях, то есть, по мнению политолога, о «неограниченно широком и произвольном применении» неизвестного юстиции термина.
Григорий Шугаев