В допинг-пробах теннисистки Марии Шараповой, фигуристки Екатерины Бобровой, конькобежца шорт-трека Семена Елистратова, конькобежца Павла Кулижникова, велосипедиста Эдуарда Ворганова и волейболиста Александра Маркина в начале марта 2016 года был обнаружен с недавнего времени запрещенный для применения препарат мельдоний (милдронат).

 

Первые ласточки

 

Изначально появилась информации об обнаружении в организме чемпионки сочинских зимних Олимпийских игр 2014 года в танцах на льду Екатерины Бобровой препарата мельдония. В сообщениях об этом от 7 марта изначально никто не увидел подвох, поскольку названию запрещенного вещества не придавалось значения. Тогда лишь стало известно, что Боброва обязательно пропустит будущий чемпионат мира по танцам на льду в американском Бостоне, который пройдет с 28 марта по 3 апреля 2016 года. Россию, таким образом, будут представлять другие спортсмены - Александра Степанова и Иван Букин.

В тот же день одна из самых титулованных российских теннисисток последнего времени Мария Шарапова созвала экстренную пресс-конференцию, где была вынуждена с нескрываемым сожалением заявить, что она также принимала мельдоний, который попал в допинговые списки официально только с 1 января 2016 года. В одно время с Шараповой появились и другие фигуранты допингового скандала, причем все спортсмены оказались представителями России. Сразу же возникло недоумение - каким образом такое количество высокопрофессиональных спортсменов могли попасться на допинге.

 

Общедоступный препарат

 

Известно, что злополучный мельдоний запрещенным стал только с началом 2016 года. В России этот препарат доступен почти в любой аптеке по цене около 300 рублей. Запрещен он был после исследований немецких ученых, которые обнаружили его в анализах 2,2% всех профессиональных спортсменов - в 182 случае из 8320 случайно взятых проб. Эти исследования и легли в основу решения о запрете препарата Всемирным антидопинговым агентством (WADA).

Специалисты WADA посчитали, что мельдоний относится к классу гормонов и стимуляторов обменных процессов в организме, а их применение должно наказываться дисквалификацией до 4 лет. Самое интересное, что препарат полностью выводится из организма в течение нескольких суток, а период его полураспада составляет всего 12 часов. Он является разработкой латвийского ученого Ивара Калвиньша, поэтому его используют в основном спортсмены с постсоветского пространства, а на Западе о нем почти ничего не знают. При этом вся ирония заключается в том, что Россия достаточно активно ратовала за включение мельдония в список запрещенных к применению в спорте средств.

 

Лобби против спорта

 

Изобретатель препарата Калвиньш отказался считать свою разработку допингом, по его словам, запрет мельдония для применения и профилактики спортсменов является глупостью и нонсенсом. Мельдоний - лекарственное средство, которое защищает спортсменов в случае перегрузки, когда начинают гибнуть клетки сердца и клетки мышц. Ученый искренне гордится своей разработкой и заявляет, что его применение позволяет спортсменам сохранить свое здоровье в течение большего времени. В объективность антидопингового агентства Калвиньш не верит. По его мнению, в WADA не принимают никаких заявлений и не приводят никаких доказательств тому, что мельдоний является допингом, ведь для этого у них нет ни одного научно подтвержденного факта. Такое решение ученый связывает с тем, что решение агентства направлено против спортсменов из восточных стран.

В запрете своего препарата Калвиньш видит лоббирование интересов определенных фармацевтических компаний. По его словам, это может быть лобби производителей карнитина, который является наиболее распространенной пищевой добавкой у спортсменов и бодибилдеров. Разработчики мельдония в свое время обнаружили, что карнитин может приносить вред, в частности, влиять на развитие атеросклероза. То есть производители карнитина просто пытаются убрать с дороги своих конкурентов.

 

Что дальше?

 

Возникает резонный вопрос - почему спортсмены все же принимали запрещенный препарат, хотя данные о внесении его в список WADA находятся в свободном доступе. В первую очередь может иметь место обычная безалаберность врачей, которые работают с российскими спортсменами. Хотя, например, Шарапова работает под руководством западных медиков, в чьей квалификации до этого момента окружение теннисистки не сомневалось.

Специалисты уверены, что Мария Шарапова поступила правильно и достаточно дальновидно, когда полностью признала свою вину в применении допинга. Теннисистка также заявила о полном сотрудничестве с различными спортивными ведомствами. По словам Шараповой, она принимала запрещенный препарат непреднамеренно, поскольку не знала о его запрете. Вполне возможно, что ей удастся скостить срок дисквалификации и выйти на корт раньше, чем через 4 года. 

Конькобежцы Елистратов и Кулижников решили пойти другим путем и не признали свою вину. Теперь они ожидают вскрытие вторых проб (проба Б). Если после вскрытия обнаружится, что первоначальные результаты пробы подтверждаются, то их дисквалификация будет длиться больше 4 лет.

Алексей Петров