Чем лечиться россиянам? Разрушение уникальной советской системы здравоохранения и медицинской промышленности привело к тому, что в современной России перестали производить антибиотики. Страна села на импортную иглу. В первую очередь это ударило по самим потребителям. Росздравнадзор представил рейтинг производителей лекарств,  на качество товаров которых поступает больше всего жалоб и нареканий. 

 

Развал системы

 

До 1991 года медицинская промышленность производила свыше 3 тысяч наименований готовых лекарственных средств. Производство осуществлялось в основном из отечественных субстанций, которые также экспортировались в страны дальнего зарубежья.

Сейчас российские предприятие на 97% используют импортные субстанции. В России не производится ни одной субстанции антибиотика, тогда как в середине 80-х годов общий объем производства антибиотиков составлял 2300 тонн по 40 наименованиям, а это более 150 лекарственных форм.

Как отметил на пресс-конференции «Россия - без лекарств. Нужны экстренные меры»  Сергей Колесников, академик РАМН, зампред комитета Госдумы по образованию и науке, лекарственное сырье поставляется из-за рубежа. Основные экспортеры – Китай и Пакистан. Причем субстанции в Россию поступают не лучшего качества, зато по бросовым ценам. Сертификационные органы, по словам Колесникова, «не владеющие средствами контроля, тем не менее, выдают зарубежным фирмам сертификаты». И «что потом к нам поставляется - это вообще большой вопрос». 

 

«Защита внутреннего рынка»

 

На руку российским производителям, как ни странно, сыграли антироссийские санкции. Россия  ограничила госзакупки импортных лекарств. Соответствующий проект постановления подготовлен в рамках антикризисного плана правительства.

По новому проекту иностранные поставщики не допускаются к конкурсу на получение контракта, если на конкурс поступит хотя бы две заявки от отечественных производителей. Это распространяется на все лекарства, закупаемые для государственных нужд, в том числе из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов

Однако в Минздраве уточняют, госзакупки - это лишь одна треть рынка, поэтому у зарубежных компаний есть интерес сохранить свое присутствие в России.

Таким образом, при желании пациент сможет купить за свои средства, к примеру, датский или французский инсулин, отказавшись от положенного ему льготного российского. Другое дело, во сколько ему это обойдется. Частные компании накручивают цены так, что обычный аспирин в аптеках можно увидеть по цене золота.

 

Бегемот = гиппопотам

 

Разница в цене между иностранными и российскими лекарствами и раньше-то поражала, а теперь и вовсе кажется космической. Как сказал бы известный советский сатирик Аркадий Райкин, «Дурят нашего брата!»

Аналоги назначаемых вам лекарственных средств с одним и тем же действующим веществом существуют практически всегда.

Отличие дорогих лекарств и их дешевых аналогов, в том, что аналоги отличаются  по степени очистки и побочным действиям. У препаратов второго и третьего поколения степень очистки значительно выше. С другой стороны дешевые лекарства не подделают – это экономически не выгодно.

Иногда разница в цене достигает нескольких сотен рублей. Например, есть средство Бетасерк и его аналог Бетагистин. Действующее вещество одно и то же, а вот цена – 520 и 220 рублей. И таких примеров сотня.

К тому же не все компании выпускают лекарства высокого качества. Накануне Росздравнадзор представил рейтинг производителей лекарств,  на качество товаров которых поступает больше всего жалоб и нареканий. Причем, речь здесь идет не только об импорте, но и об отечественной продукции. В российской половине исследования "лидирует" ОАО "Муромский приборостроительный завод" - у этого производителя больше всего забракованных серий препаратов.

В отечественной части рейтинга Росздравнадзора - 14 предприятий, в зарубежной - 9. Самые некачественные препараты выпускает  болгарская компания «Софарма».

Нарушения что у одних, что у других одинаковы: стандарты упаковки, несоответствие объемов, подлинность медикаментов, некорректность маркировки, посторонние примеси.

 

Сокращение аптек

 

Снижению качества фармацевтики, по мнению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, способствует и излишний рынок сетей аптек.  По этой же причине   учредители вынуждены повышать цены на продукцию. Все это бьет по кошельку и здоровью покупателя.

Однако есть и другая сторона медали. Сокращение аптек может привести к монополизации, а монополизация всегда приводит к повышению цен. На сегодня одна аптека в среднем обслуживает около полутора тысяч жителей, что в два раза, а в отдельных случаях и в пять раз больше, чем в зарубежных странах.

Большинство небольших фармацевтических заведений распространяет только аналоги дорогих препаратов, которые стоят в реальности намного дешевле. Работать с препаратами этой группы выгодно, так как оригиналы лекарств очень дорогие, практически у 40% населения просто нет возможности их приобрести. Отсюда и возникает немалый процент жалоб на подделки, дешевый низкокачественный аналог может оказаться неэффективным.

Есть очень «предприимчивые» фармацевты, которые не желают продавать аналог по низкой цене, поэтому выдают свою продукцию за оригинал. Такой вид деятельности вовсю процветает. А пока россиянам лучше не болеть.

 

Марина Староверкина