Депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев внес в нижнюю палату Федерального собрания законопроект «О самообороне в РФ», который определяет порядок реализации конституционного права россиян на жизнь, охрану здоровья и частную собственность в случае самостоятельной защиты от преступления. Ежегодно в России фиксируются сотни тысяч преступлений против личности и собственности граждан. И зачастую именно нападающего суд признает жертвой, а защищавший свою жизнь и жизнь своей семьи оказывается за решеткой.

 

Смертельный удар

 

Так случилось и с Виктором Гончаром. Его история взорвала интернет и заставила общество отреагировать на судебную несправедливость. 9 ноября суд приговорил мужчину к 7 годам колонии строго режима за «причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего».

Но даже будучи в наручниках, Виктор Гончар не жалеет о содеянном. Средь бела дня к нему в квартиру ворвался пьяный незнакомец. Тринадцатилетняя дочь, испугавшись, стала звать на помощь. Отец, до этого дремавший на диване, естественно, бросился на крик ребенка. Он вытолкал мужчину из дома, уже на лестничной площадке завязалась драка, Виктор нанес нападавшему сильные удары в область печени. Позже тот скончался. Им оказался 32-летний, ранее судимый за грабежи и торговлю наркотиками, Артем Галкин. По мнению следствия, удар Виктора Гончара оказался смертельным.

«Но раз есть преступное посягательство, значит, у человека возникает законное право на самооборону», - говорит адвокат Виктора Гончара Владимир Карпов.

Виктор Гончар отправляется в колонию строгого режима, а дома у него остается жена и две дочки. К слову, семья тянула ипотеку, вдвоем супруги еще справлялись, но что будет теперь – ответить не может никто.

«По статистике из 100 подобных случаев только 1 (один!) заканчивается оправдательным вердиктом. И все из-за дефективного законодательства о самообороне. Формально, по мелочам, судьи оказываются правы, но дьявол как раз и прячется в таких мелочах. Партия «Родина» уже несколько лет бьется за расширение пределов необходимой самообороны, за право граждан на защиту своей жизни», - говорит депутат Госдумы, лидер партии «Родина» Алексей Журавлев.

«Никаких свидетелей не было, Витя же сам рассказал полицейским про этот пинок, мог бы промолчать - и вообще ничего не было бы, а он честный... На этом Галкине ни синяка не было, ни ушиба - они ведь толком и не дрались даже, он просто его выпихивал, защищал детей», - рассказывает жена Юлия Гончар.

Главная ошибка Гончара была в том, что он закрыл за собой дверь. Суд посчитал, что после этого его семье уже ничего не угрожало. То есть, не закрой он тогда на автомате дверь, он был бы невиновен.

 

Глас народа

 

За Гончара горой стоят коллеги и соседи: у всех дети, и все хоть раз в своей жизни сталкивались с пьяной или обкуренной компанией в подъезде. Дом-то в неблагополучном районе.  

Горожане, вступившиеся за осужденного, отмечают, что «на его месте может оказаться любой человек», «каждый имеет право защищать свою семью и жилище», «суд отнял у Виктора Гончара законное конституционное право на самооборону». По мнению общественников, дело нужно переквалифицировать в ч.1 ст. 108 УК РФ (превышение пределов необходимой обороны) и назначить отцу двоих детей условный срок.

После приговора  на сайте Change.org появилась петиция с требованием пересмотреть дело. За два дня ее подписали почти шесть тысяч человек. 

 

Законопроект «О самообороне»

 

В современном законодательстве слишком тонкая грань между допустимой самообороной и ее превышением. На практике крайне редко можно адекватно оценить степень опасности действий нападающего: мешают фактор внезапности совершения преступления, недостаточная морально-психологическая подготовка для отражения нападения, состояние аффекта, отсутствие эффективных средств самообороны и т.д.

По мнению депутата Госдумы, лидера партии «Родина» Алексея Журавлева, законодательное регулирование вопросов самообороны не должно осуществляться в рамках уголовного кодифицированного акта и требует издания специального Федерального закона, в котором должно быть дано определение предмета самообороны - действия обороняющегося лица, совершаемые при защите жизни, здоровья и собственности обороняющегося.

При этом Алексей Журавлев предлагает выделить четыре уровня физического ущерба нападающему: причинение смерти (при совершении в отношении обороняющегося деяний, предусмотренных ст. 105 «Убийство», ст. 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью», ст. 120 «Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации», ст. 131 «Изнасилование», ст. 132 «Насильственные действия сексуального характера», ст. 162 «Разбой», ст. 205 «Террористический акт», ст. 206 «Захват заложника», ст. 227 «Пиратство» Уголовного кодекса Российской Федерации), причинение тяжкого вреда здоровью (при деяниях, предусмотренных ст. 112 «Заражение ВИЧ-инфекцией», ст. 119 «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью», ст. 126 «Похищение человека», ст. 133 «Понуждение к действиям сексуального характера», ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава» УК РФ), причинение вреда здоровью средней тяжести (при деяниях, предусмотренных ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», ст. 117 «Истязание», ст. 158 «Кража», ст. 161 «Грабеж», ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества», ст. 213 «Хулиганство» УК РФ), причинение легкого вреда здоровью (при деяниях, предусмотренных ст. 116 «Побои», ст. 163 «Вымогательство» УК РФ).

«Также предлагается установить, что самооборона возможна лишь в строго определенных случаях – при покушении на преступление или совершении преступления, предусмотренного определенными статьями Уголовного кодекса Российской Федерации», - следует из текста пояснительной записки.

По мнению Алексея Журавлева, принятие специального федерального закона о самообороне будет способствовать более качественному правосудию при рассмотрении дел, связанных с реализацией права граждан на самооборону. И, кроме того, позволит согласовать вопрос использования оружия самообороны с нормами Федерального закона «Об оружии». Ведь, по словам лидера партии «Родина», усовершенствование закона о необходимой обороне – это требование общества. 

 Марина Староверкина