Ирина Малахова

Автор материала: Ирина Малахова, руководитель юридического департамента, заместитель генерального директора по правовым вопросам в "Европейской Юридической Службе".

Несмотря на возможность привлечения к административной и уголовной ответственности, сборщики долгов стараются максимально пользоваться отсутствием нормативной базы, подробно устанавливающей порядок взыскания денежных средств и статус коллекторов.

После волны обсуждений, в том числе, со стороны представителей власти, в Государственную Думу поступил проект федерального закона, регламентирующего новые правила деятельности коллекторских агентств, и на днях он был принят в первом чтении. Несмотря на то, что проекту предстоит пройти еще два чтения в Госдуме и рассмотрение в Совете Федерации, благодаря повышенному вниманию со стороны общественности у закона есть все шансы быть принятым уже в этой сессии. Тем не менее, законопроект требует некоторых пояснений.

 

Повышенные требования

 

Деятельность по сбору долгов не объявляется противозаконной, просто к соответствующим юридическим лицам теперь будут предъявляться повышенные требования

Прежде всего, деятельность по сбору долгов не объявляется противозаконной, просто к соответствующим юридическим лицам теперь будут предъявляться повышенные требования. К примеру, уставной капитал коллекторской фирмы не сможет быть менее 10 млн рублей, и ее деятельность подлежит обязательному страхованию на ту же сумму ежегодно. Во-вторых, в России будет организован государственный реестр лиц, занимающихся данной деятельностью. Вкупе с предыдущей нормой это позволит снизить количество организаций подобного рода и ввести более жесткий контроль за соблюдением закона.

Способы взаимодействия с должником, в принципе, остались прежними: личное общение путем встреч и телефонных переговоров, SMS и иные оповещения, почтовые отправления. Лица, имеющие неснятую и/или непогашенную судимость, взаимодействовать с заемщиками не смогут никаким из указанных способов, кроме почты.

 

Напомнить о долге

 

В соответствии с новыми нормами устраивать личные встречи можно лишь раз в неделю, а взаимодействовать по телефону - раз в сутки.

Особое внимание стоит обратить на конкретизацию количества обращений с напоминаниями о долге. Действующий Федеральный закон "О потребительском кредите (займе)" устанавливает только временные диапазоны, в которые связываться с гражданином нельзя - с 22 до 8 часов в рабочие, а также с 20 до 9 часов в выходные и праздничные дни. При этом текущая редакция данного закона дозволяет коллектору звонить сколько угодно раз и посылать сколько угодно SMS. В соответствии с новыми нормами устраивать личные встречи можно лишь раз в неделю, а взаимодействовать по телефону - раз в сутки.

Звонки с анонимных номеров при принятии данного нормативного акта будут вне закона. Более того, сотрудник агентства обязан будет при звонке представиться, указать, в интересах какого кредитора он действует, проинформировать должника об имеющемся долге (причем без указания суммы и каких-либо деталей) и дать номер телефона для связи. А если речь идет о почтовом взаимодействии - указать, на основании чего право требовать долг перешло к данной компании и сообщить о своих банковских реквизитах. На кредитора также возлагается обязанность уведомлять заемщика о переходе долга в течение месяца в письменном виде.

Помимо вышеуказанного, законодатель подчеркивает запрет на разглашение каких-либо персональных данных о должнике и сведений о сумме задолженности. Это касается не только общения с третьими лицами (родственниками, знакомыми, работодателем), но и столь любимых коллекторами объявлений в подъездах и в Интернете.

 

Законный отказ

 

Одно из наиболее интересных и приятных для должников нововведений - возможность законного отказа от общения с представителями собирающих долги агентств.

Пожалуй, одно из наиболее интересных и приятных для должников нововведений - возможность законного отказа от общения с представителями собирающих долги агентств. Это распространяется и на те ситуации, когда срок невыплаты достигает трех и более месяцев. По большому счету, на сегодня и так не существует обязанности встречаться с представителями агентств, брать трубку при звонках и отвечать на письма. Однако такая конкретизация вполне четко означает, что коллектор не будет иметь возможности каким-либо образом влиять на должника. Исключения - почтовые уведомления и обращение в судебном порядке, данные варианты законопроект никоим образом не отменяет.

Если говорить в целом, федеральный закон для рядового гражданина имеет больше плюсов, чем минусов. Возможно, он и не был бы разработан, не случись такого количества правонарушений и преступлений со стороны коллекторов. Вместе с тем стоит признать, что прохождение проекта по всем инстанциям и его финальное одобрение Президентом может послужить толчком к ужесточению условий для заемщиков при оформлении займов. Услуги коллекторов после консолидации их бизнеса вырастут в цене, и кредитные организации фактически будут вынуждены закладывать расходы в процентные ставки.

Ирина Малахова

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции