Премьер-министр Дмитрий Медведев вдруг неожиданно возник в информационном поле и сообщил о важном нововведении. Отныне главы 29 российских государственных компаний и корпораций будут обязаны отчитываться о доходах и расходах так же, как это делают все госслужащие.

О подписании соответствующего постановления правительства Медведев сообщил на совещании с вице-премьерами. А глава аппарата кабинета министров, вице-премьер Сергей Приходько раскрыл часть списка.

В числе этих компаний оказались РЖД, «Олимпстрой», Фонд содействия реформированию ЖКХ, ИТАР-ТАСС, Агентство стратегических инициатив, Высшая школа экономики и «Росатом».

Кроме того, в обновленный список вошли следующие топ менеджеры: руководители ФОМС, ФСС, Аппарата Общественной палаты РФ, «Финансового университета при правительстве РФ», «Аналитического центра при правительстве РФ», ФГУП «Центральный депозитарий — Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка», «Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ», «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», «Российский гуманитарный научный фонд».

Нововведение затронуло и некоторые образовательные учреждения, в том числе МГУ, СПГУ, «Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова». Наконец, возникла еще одна подотчетная организация — «Национальный фонд содействия инвалидам РФ».

Еще в конце июня Медведев говорил, что данные об инвестициях госкомпаний и их операционных расходах должны быть «абсолютно прозрачны». По словам премьера, для большей открытости госучреждений в России нужно сформировать единый информационный ресурс об инвестпрограммах и расходах естественных монополий и госкомпаний.

Ранее о необходимости повысить прозрачность отечественных публичных компаний говорил и президент России Владимир Путин. В июне он поручил Общероссийскому народному фронту заняться контролем госзакупок госмонополий, а также пообещал привязать зарплаты менеджерам госкомпаний к результатам работы организаций.

Под управлением государства на данный момент находится почти 1,8 тысячи Федеральных государственных унитарных предприятий и более 2,3 тысячи акционерных обществ.

Сегодняшнее постановление обязало обнародовать сведения о своих доходах и расходах руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров. Кроме того, эти высокопоставленные сотрудники должны будут отчитываться о перемещениях средств своих супругов и несовершеннолетних детей, передает ИТАР-ТАСС.

«Особое внимание мы уделим проверке достоверности и полноты предоставленных данных. Эта работа будет носить системный характер», — подчеркнул Сергей Приходько.

 

Кирилл Кабанов, председатель национального Антикоррупционного комитета полностью одобрил это постановление правительства:

– Это логичный шаг в правильном направлении, создано очередное важное звено в выстраивании систем противодействия коррупции,

Все эти компании, ФГУПы и прочие учреждения, а вернее, их руководство, распределяют бюджетные средства, принимают стратегические решения в сфере государственной экономики, занимаются госзакупками, несут  ответственность наравне с обычными чиновниками.

Поэтому нет никакого смысла их разделять. Логика ясна и правильно прописана. Сделан еще один ход в антикоррупционной партии, который нельзя не приветствовать.

 

Евгений Ясин, научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», считает иначе:

– Придумать можно всякие глупости. Я, конечно, готов представлять свои отчеты любым проверяющим. Но госкомпании лучше приватизировать, чем устанавливать жесткий контроль над менеджерами, они должны прежде всего нести ответственность перед акционерами, а не перед государством.

Если же все руководители таких госкомпаний приравниваются к обычным бюрократам, и от них требуются новые отчеты, то это, иронически выражаясь, «очень помогает» работе.

Число госкомпаний надо уменьшать, а не пытаться все заорганизовать и проконтролировать. Наша старинная манера все делать прямо в лоб – это путь в никуда. Надо изучать международный опыт, а не устраивать бюрократическую показуху из борьбы с коррупцией.

Господин Ясин – лицо заинтересованное («Вышка»  входит список тех самых  госкомпаний), и конечно, он хотел бы избежать дополнительной бумажной волокиты. Но если перейти  от частного к общему, то с точки зрения борьбы с коррупцией, никакая отчетность лишней не будет.


Николай Троицкий