Ирина Малахова

Автор материала: Ирина Малахова, руководитель юридического департамента, заместитель генерального директора по правовым вопросам в "Европейской Юридической Службе".

К примеру, за последнее время сокращены сроки регистрации - в данный момент они составляют три рабочих дня; юридическим лицам предоставлено право не составлять свой устав, а действовать на основании типового, утвержденного налоговой инспекцией; информация о действиях налогового органа размещается в сети Интернет не позднее следующего рабочего дня, что позволяет отслеживать результаты в режиме онлайн и не гадать о принятом регистратором решении.

 

Дистанционная подача документов

 

Гражданам приходится удостоверять подлинность подписи в присутствии нотариуса.

В случаях, когда предприниматель или руководитель организации не может прийти в регистрирующий орган "на своих двоих" и предоставить заявление лично, законом предусматривается возможность выслать документы дистанционно или действовать через представителя. Однако в такой ситуации обычного проставления своей подписи на заявлении о государственной регистрации недостаточно, и гражданам приходится удостоверять ее подлинность в присутствии нотариуса, на что затрачиваются как денежные средства, так и дополнительное время.

Более того, многие предпочитают вообще не тратить свои ресурсы на дальнейшие визиты в налоговый орган и решают провести в целом всю процедуру через нотариальную контору. Естественно, это выливается в приличную сумму, хоть и создает определенные удобства для предпринимателей.

 

Без нотариусов

 

При подаче стандартного пакета документов заявителю предлагается уплатить комиссию за подтверждение подлинности подписи - она предположительно будет составлять две-три сотни рублей.

Еще в апреле правительство РФ приняло решение исключить нотариусов из данной цепочки. Их место должны занять сотрудники многофункциональных центров (МФЦ), исполняющие функции посредников в реализации государственных услуг. При подаче стандартного пакета документов заявителю предлагается уплатить комиссию за подтверждение подлинности подписи - она предположительно будет составлять две-три сотни рублей. Однако возникает резонный вопрос: когда заявитель приходит в МФЦ сам, свидетельствовать подпись нужно будет в добровольном порядке или в обязательном?

У последнего варианта проявляется несоответствие с абз. 3 п. 1.2 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей": как МФЦ удостоверит подпись заявителя, если вместо него на прием придет представитель по доверенности?

Как и следовало ожидать, юристы и руководители Федеральной нотариальной палаты выступили с резким негативом по отношению к данным нововведениям. В первую очередь справедливо указывается, что нынешние полномочия нотариусов способствуют успешной борьбе с мошенническими действиями в коммерческой сфере.

Кроме того, передача хотя бы части функций в адрес МФЦ обернется значительными рисками, связанными с многочисленными ошибками сотрудников многофункциональных центров, зачастую обладающих низким уровнем квалификации. Скорость регистрации субъектов бизнес-деятельности от такого изменения законодательства не увеличится, а неточностей в реестре предпринимателей и реестре юридических лиц может стать намного больше.

 

Принцип ответственности

 

При подаче документов в МФЦ специалисты, как правило, не смотрят документацию полностью.

Дополнительно отмечается принцип ответственности. При подаче документов в МФЦ специалисты, как правило, не смотрят документацию полностью (у многих на это элементарно не хватает юридических знаний и опыта) и сверяют лишь основные данные вроде полномочий заявителя. Впоследствии может обнаружиться, что какие-то моменты не соответствуют федеральному закону, и гражданин может получить отказ со ссылкой на правовую норму, означающий в том числе потерю уплаченной государственной пошлины.

Нотариус же, проводя самостоятельно данную процедуру, в соответствии с общим гражданским законодательством в случае своей ошибки возмещает причиненный имущественный ущерб в полном объеме. Этот факт позволяет гарантировать юридическую чистоту регистрации и относительную уверенность в достижении положительного результата.

 

Мало плюсов

 

Кроме экономии времени на поход к нотариусу, каких-либо серьезных плюсов в данных нововведениях не видно - по крайней мере, сейчас.

Кроме экономии времени на поход к нотариусу, каких-либо серьезных плюсов в данных нововведениях не видно - по крайней мере, сейчас. Денежная выгода на шаге удостоверения подписи также весьма сомнительна, поскольку не будет разительно отличаться от имеющихся сейчас тарифов, если соотносить эти затраты с общими вложениями в бизнес.

Скорее всего, нотариусам оставят полномочия удостоверять подписи на заявлениях о государственной регистрации, но их услуга фактически будет альтернативой обращению в МФЦ. Если парламентарии одобрят инициативу, и принятые поправки не вызовут на практике нежелательных последствий, в недалеком будущем вполне вероятна передача многофункциональным центрам и иных аналогичных полномочий. В рамках реализации Плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" разработкой законопроекта занимается Министерство финансов.

Ирина Малахова

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции