Министры иностранных дел стран НАТО готовы обсудить секретный документ по ядерной стратегии России.

По данным немецкой Welt am Sonntag, основой для обсуждения станет некий секретный документ, подготовленный руководством альянса. В блоке намерены проанализировать, каким образом президент Владимир Путин может использовать атомное оружие в новом противостоянии с западным миром, насколько сильны ядерные возможности Москвы и какие действия на этом фоне должна предпринять НАТО. Газета отмечает, что эта тема будет поднята впервые за многие годы.

Поводом для очередного «напряжения» во взаимоотношениях с Россией стало выступление президента Владимира Путина 16 июня на открытие международного военно-технического форума «Армия-2015». Глава России объявил, что «в текущем году состав ядерных сил пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы ПРО». Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг тут же обвинил Россию в «бряцании ядерным оружием» и назвал подобную риторику «дестабилизирующей и опасной».

 

Сдержанный паритет

 

«Россия действует в рамках своих международных обязательств», - парировал выпад в своем твиттере вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за Военно-промышленный комплекс. Эту же информацию подтверждает и Госдепартамент США. Не так давно, ведомство опубликовало доклад, в котором без какой бы то ни было истерики и политических заявлений констатировало: мероприятия, поведенные в рамках модернизации ядерного щита России, говорят о том, что Москва практически сравнялась по развернутым носителям и стоящим на них боеголовкам с аналогичной группировкой ядерных сил США. В американском документе говорится, что стороны подошли к выполнению Договора об ограничении ядерных вооружений, так же известного как СНВ-3, подписанного президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге (вступил в силу 5 февраля 2011 года). По нему предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1550 единиц, межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет подводных лодок и тяжелых бомбардировщиков до 700 единиц.

Из доклада следует, что на настоящий момент стороны имеют: Россия - 528, США - 794 носителей. В это число входят, и стратегические бомбардировщики, так как приравниваются договором к одной баллистической ракете. На этих носителях у нас развернуто - 1643, у американцев - 1652 ядерные боеголовки. Это говорит о том, что и мы, и американцы имеют равные силы, что считается главным фактором ядерного сдерживания. Гарантией от возможности начала крупномасштабного противостояния с Западом. Об этом, как ни странно напомнил и президент США Барак Обама, исключивший любой силовой вариант выяснения отношений с Россией из-за событий на Юго-востоке Украины.

 

Дым без огня

 

Впрочем, реакция НАТО на слова Владимира Путина вполне объяснима. Ведь если разобраться, то российский президент говорил не об абстрактных ракетах, а о вполне конкретном наборе вооружения. Например, новейшем стратегическом мобильном ракетном комплексе РС-26 «Рубеж». Это последняя разработка Московского института теплотехники - фирмы, где были созданы стратегические ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс».

Как и его предшественники, «Тополь-М» и «Ярс» доставляет к цели гиперзвуковые маневрирующие ядерные боеголовки индивидуального наведения входящих в атмосферу на скоростях близких к 10 км в секунду. Современные средства радиолокации систем НПРО не видят цели, летящие со скоростями свыше 5 км в секунду. Кроме того, на внеатмосферном полете боевых блоков, все они прикрыты и ложными целями, и станциями активных помех.

Сами блоки выполнены с максимально уменьшенным собственным излучением во всех диапазонах волн за счет применения особых форм и покрытий, поглощающих тепловое и радиолокационное излучения. На завершающем, атмосферном участке полета боевых блоков новых ракет их защита обеспечивается за счет «специальных тяжелых ложных целей, которые неотличимы от (боевого) блока практически до Земли».  Так что в случае с российскими ракетами американская НПРО оказывается дорогостоящим и бесполезным хламом.

 Командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев анонсировал, что именно в 2015 году начнется развертывание комплексов РС-26 «Рубеж». Собственно об этом, как и годом ранее, и еще несколькими годами до того честно и открыто поделился с западными коллегами Владимир Путин - Россия действует в рамках своих международных обязательств не только модернизируя свой ядерный щит, но и информируя об этом своих партнеров, в установленных договором СНВ рамках.

 

Пепел Европы

 

«Представители Польши, Румынии и Прибалтики забыли, что наши стратегические ракеты «перелетали» через их территорию, - заявил «Росинформбюро» бывший начальник Генштаба Юрий Балуевский. - Новые российские ракеты будут нацелены на их города. Надеюсь, что это должно остудить головы руководителей этих государств».

РС-26 «Рубеж» летает на 6,5 тыс. км и может нести несколько ядерных боеголовок индивидуального наведения. Только одного этого достаточно чтобы сделать выводы о том, куда будут нацелены эти ракеты, и Йенс Столтенберг прекрасно это понимает. Впрочем, выводы делает не верные. Считая, что размещение американской бронетехники и складов боеприпасов в Прибалтике и Польше, баз НПРО в Румынии и той же Польше  - это «стабилизирующий фактор» международной безопасности, а ответные действия Москвы напротив - «дестабилизирующий и опасный».

Впрочем, генсек НАТО прав, подобные «козыри», как ядерное оружие США и Россия не выкладывали на стол со времен окончания «холодной войны». Желание альянса поддержать своих новых партнеров по блоку в противодействие мнимой угрозы агрессии со стороны Москвы все больше и больше скатывается к временам тотального ядерного противостояния. И если раньше основные цели были по другую сторону Атлантики, то теперь они непосредственно в Европе.

В новой военной доктрине России НАТО названо главным геополитическим противником. Формулировки, объясняющие это, крайне жестки и однозначны - руководство ведущих стран Запада прямо вовлечено в свержение законной власти в ряде государств, эта политика привела к пагубным последствиям, в том числе в Югославии, Ливии, Сирии. Россия даже близко не декларирует такие стратегии, как «ядерное сдерживания на передовых рубежах» (extended nuclear deterrence), то есть путем размещения своего ядерного оружия на территории другого государства. Нет у нас  положений о развертывании элементов глобальной ПРО на территории других государств. Нет установки на вывод оружия в космос и стремления достичь в нем военного превосходства. Нет ничего похожего на «молниеносные глобальные удары» с применением как высокоточного, так и ядерного оружия.

Собственно парирование этих угроз и объясняет шаги Москвы по развитию ее Вооруженных сил. В этом году по линии Минобороны планируется выделить на модернизацию армии и флота, создание военной инфраструктуры 3,3 трлн. рублей. По словам замминистра обороны Татьяны Шевцовой, это составит 4,2% от внутреннего валового продукта, что в два раза больше, чем тратилось все последние годы.

 

Дмитрий Литовкин.