Количество правительственных постановлений о необходимости развития в стране малого и среднего бизнеса исчисляется десятками. О необходимости поддержки МСП говорят с самых высоких трибун, но результат пока, откровенно говоря, не радует.

Более того, именно малые и средние предприятия в первую очередь становятся жертвами экономического кризиса. Тут и недоступность заемных средств, и высокие процентные ставки по кредитам, в том числе и при кредитовании инвестиционных проектов, и многое другое. Неудивительно, что у многих, кто хотел бы начать свое дело, при столкновении с реальностью такое желание пропадает.

Тем важнее успешный опыт отечественных компаний, которые, несмотря на все возможные трудности, работают, причем не только в столице, а и в регионах, обеспечивают людей работой, а местные бюджеты – налоговыми поступлениями.

Одним из таких предприятий-маяков является ЗАО «Компания «Фарадей». Имея производственные площадки в регионах (на трех филиалах компании - в г. Кимры Тверской области, в г. Лев Толстой Липецкой области и г. Рассказово Тамбовской работает около 1000 человек) это предприятие добилось весьма впечатляющих показателей.

Начав двадцать лет назад с гражданской обуви, в 2001 году «Фарадей» переключился на работу с силовыми структурами и добился на этой ниве весьма впечатляющих успехов.

Один только  факт, что именно ЗАО «Фарадей» определено единственным исполнителем осуществляемых МВД России в 2015-2017 годах закупок обуви для этой структуры, говорит о признании государством качества и высокой оценке возможностей отечественного производителя. 

Тесно связана компания и с еще одним знаковым проектом, о котором сейчас много говорят в связи с перевооружением российской армии – созданием боевой экипировки «Ратник». «Фарадей» является соисполнителем ОАО "ЦНИИТОЧМАШ" по разработке одежды и обуви для этого комплекта. 

Показателем успеха компании стало, без сомнения, получение премии Правительства Российской Федерации за 2014 год за разработку и промышленное освоение новых материалов и технологий для производства конкурентоспособной обуви специального назначения.

Сегодня компания «Фарадей» возвращается на рынок гражданской одежды и обуви. По словам руководства компании, задача поставлена следующим образом: чтобы 50% заказов приходилось на военную сферу, а 50% - на гражданскую. Учитывая, что производственные мощности компании позволяют выпускать от трех до пяти миллионов пар обуви в год, такая задача предприятию вполне по силам.

  

О том, как компания «Фарадей» пришла к решению выпускать продукцию не только для силовых структур, но и для населения, об уникальных технологиях и конкурентном преимуществе продукции, корреспонденту «Росинформбюро» удалось узнать, что называется, из первых рук, посетив прошедшую в Москве выставку «Открой свою Россию» и побеседовав с Александром Андриановым, директором по развитию ЗАО «Фарадей»:

Что подтолкнуло вас после стольких лет активного сотрудничества с силовыми структурами обратить внимание на гражданский сектор?

- В нашей стране миллионы людей увлекаются теми или иными видами активного отдыха. Охотники, рыболовы, любители дальних походов – всем им нужна качественная, надежная, и что немаловажно удобная обувь, приспособленная для наших российских условий. 

В общем-то, это как раз те требования, которые предъявляются и к продукции, которую мы вот уже пятнадцать лет делаем для наших силовых структур. И мы, конечно, замечали, когда принимали участие в выставках, а их за нашими плечами не один десяток, что интерес к продукции нашей компании проявляют не только военные. Многие подходили, интересовались, насколько наша обувь удобна, на какие условия она рассчитана.

Тогда мы поняли, что в наших силах этот спрос удовлетворить. И начали разрабатывать нашу туристическую (ее еще часто называют Outdoor) коллекцию, перенося  технологии, применяемые на военной линейке,  на гражданские модели.  Благодаря этому, наша обувь может служить покупателям долгое время. Ведь военная обувь от гражданской отличается, прежде всего, именно сроком службы. Согласно последним правилам, военная обувь должна служить не менее трех лет.

Мы также первыми в России разработали полную линейку горной обуви. Также разработали полную коллекцию для разных направлений: "хайкинг", пересеченная местность, гористая местность, пустыня (+40 градусов и выше), арктическая зима (-40 и ниже).

Отдельно хотел бы привлечь внимание к модели, которая была представлена на нашей выставке в Крокус Экспо и может быть интересна массовому потребителю. Это демисезонная модель 766. Она сделана полностью из натуральной гидрофобной кожи высокой толщины, что значительно увеличивает срок носки и предотвращает попадание внутрь воды в течение трех с половиной часов. То есть эта обувь полностью водонепроницаемая, но при этом полностью сохраняет свои дышащие свойства.  Все это позволяет технология Gore-Tex.

Расскажите подробнее, что такое мембрана Gore-Tex? Что это за технология, если объяснять «простым языком»?

- Компания Gore-Tex - это ведущий производитель мембраны, о которой я говорил. Есть много водоотталкивающих обувных мембран, но нужный подход к качеству и производству, по нашему мнению, обеспечивает именно эта компания. Когда потребитель на ботинке видит маркировку Gore-Tex, он точно знает, что этот ботинок водонепроницаем и уверен в его качестве.

В чем смысл этой мембраны? Попадающая снаружи вода не может проникнуть внутрь, потому что ячейка мембраны слишком для нее маленькая, но в то же время воздух может спокойно циркулировать внутрь и обратно, потому что эта ячейка позволяет молекулам воздуха туда проходить. Сам гортекс представляет собой ламинат, своеобразный спрятанный внутри "сэндвич". С внешней стороны имеется защитный слой, потом идет слой утеплителя, функциональный слой, потом – сама мембрана, а затем подкладка. Все материалы специально подобраны таким образом, чтобы не мешать воздухообмену, и чтобы ламинат подходил под определенную сезонность. Есть ламинат демисезонный, есть для лета, есть для очень холодной зимы.

Один из самых используемых материалов при производстве обуви – кожа. Мы используем продукцию российской компании. Эта продукция высшего качества и соответствует характеристикам гидрофобности и воздухопроницаемости, при которых мембрана Gore-Tex работает наиболее эффективно.

В материалах на вашем сайте сказано, что многие модели вашей обуви сделаны из отечественных материалов, но ряд компонентов, в том числе, тех, которые делают обувь уникальной – зарубежные. Возможно ли заменить немецкие или итальянские технологии и материалы на отечественные, особенно в связи со взятым в стране курсом на импортозамещение?

- Импортозамещение не должно быть самоцелью. Есть вещи, которые в силу наших географических особенностей здесь никогда производиться не будут. Баобабы у нас не растут, а с синтетическим каучуком работать не всегда возможно. Поэтому резина все равно будет идти из-за рубежа.

Мы исходим из того, что для нашей обуви нужны лучшие материалы, которые только есть на мировом рынке. Это естественно, потому что наша цель сделать продукт высшего качества, без каких-либо компромиссов. И не использовать некоторые материалы азиатского происхождения, которых у нас просто нет, и которые не будут доступны в течение очень и очень долгого времени, нелогично и нецелесообразно.

При этом мы используем российские материалы по максимуму, работаем с отечественными компаниями так, чтобы простимулировать их на производство нужных нам материалов, проводим с этими компаниями совместные лабораторные испытания. Но также привлекаем к этим разработкам наших иностранных партнеров и их лаборатории.

FARADEI

Взять, например, кожу, которая подходит для технологии Gore-Tex. До того, как мы занялись этим проектом, наш постоянный партнер – такой кожи не производил. У них не было гидрофобной кожи, которая бы подходила под мембрану Gore-Tex, потому что их покупатели не ставили перед ними таких задач. Как только мы занялись нашими линейками по производству обуви с технологией Gore-Tex, наш поставщик освоил производство гидрофобных материалов. Спрос рождает предложение – закон рынка.

Действительно ли проблема импортозамещения в России некоторых производств упирается еще в вопрос оборудования? В прошлом году правительство России озвучило, что 99% станков и оборудования у нас – импортные. Собственное станкостроение было ликвидировано в 90-х годах, а его воссоздание пока что только в проекте.

- Разумеется, вопрос оборудования очень важен. Но здесь могут возникнуть трудности с сырьевой составляющей. Даже при локализации производства на территории России поначалу придется приобретать сырье за границей. Уже локализованные в РФ производства должны работать без остановок, чтобы соблюдались стандарты качества и масштаб. В общем, чтобы в конце концов получилась успешная локализация, должно сойтись множество факторов, поскольку процесс этот довольно сложный.

 FARADEI

Скажите, как ваша обувь будет носиться не в условиях горного перевала, а в мегаполисе, например, в Москве? Все знают, что в зимний период уличное покрытие в Москве перенасыщено реагентами, в воздухе также высока концентрация различных химических веществ. Все это вместе с традиционно нестабильным для Москвы фоном относительной влажности воздуха не лучшим образом сказывается даже на самой качественной обуви. Сколько "фарадеевская" обувь выдержит в Москве при условиях постоянной носки?

- Наша обувь никак не отреагирует на соль или реагенты. Вне зависимости от того, что это гражданская линейка, наша обувь еще и продукт двойного назначения. Она обладает техническими условиями, прописанными в силовых ведомствах нашей страны. Например, там есть параметр под названием "масло- и бензостойкость". Раз наша обувь не растворяется в масле и бензине, думаю, соль и реагенты на нее тем более никак не повлияют.

Линейка outdoor – не единственная гражданская линейка компании. У нас есть также линейка классической мужской обуви. Для ее производства мы используем различные подошвы: от кожаной до литьевой и резиновой.

Наша "классика", которую можно одевать как в офис, так и в ресторан, тоже является продукцией двойного назначения. Мы поставляем ее в Министерство обороны, МВД. Ведь помимо службы "в поле" и на плацу, военные и сотрудники МВД работают в помещениях: штабах, комендатурах, офисах и т.д.

Чем отличается ваша outdoor коллекция от других аналогичных?

- При ее проектировании и выпуске используется уникальная система, разработанная нашей компанией. Система идет от колодки, имеющей анатомическое строение, она также объединяет всю конструкцию обуви – вкладную стельку, основную стельку и подошву. Имеется специальный профиль, который поддерживает стопу для того, чтобы нога сохраняла максимально натуральное положение во время ходьбы.

Это дает очень большое преимущество, поскольку значительно снижается нагрузка на мышцы ног. Не секрет, что почти каждый сталкивался с тем, что неправильно подобранная обувь создавала дополнительную нагрузку на мышцы ног. Когда надо много ходить -  в "классике" или в туристической обуви – вы ходите, а после того, как снимете обувь, ощущение, что ноги буквально гудят.

Чтобы справиться с этим, в нашу военную обувь мы добавили технологии, применяемые в производстве ортопедической обуви. Это было сделано с целью убрать необходимость лишний раз разнашивать обувь и обеспечить комфорт при надевании в первый раз. Такая обувь не натирает и позволяет пальцам ноги чувствовать себя комфортно. Этот профиль, о котором я говорил, очень сильно помогает при интенсивной ходьбе.

Если вы пройдете целый день в такой обуви, вы ее потом не захотите снимать. Это очень актуально в условиях, когда обувь нельзя снимать при ночевке. Такие ситуации бывают нередкими у военных и активных туристов. Все это испытано и запущено в серийное производство. Все что видите – это не какие-то прототипы, а объекты массового производства.

Как проходят испытания? Говоря военным языком, в условиях, максимально приближенных к боевым?

- Сначала мы собираем информацию, смотрим за тем, что было выпущено до нас, анализируем мировой опыт. Смотрим материальную базу, формулируем конкретную задачу. Мы всегда говорим, что делаем специальную обувь, подчеркивая это. Специальная обувь – это та, которая сделана под конкретную задачу и отвечает определенным требованиям. Мы производим первые образцы, передаем их опытным носчикам, опрашиваем их, проводим анкетирования.

С этими людьми, носчиками, напрямую разговаривают конструкторы обуви. Потом выпускается опытная партия, к примеру, 250-300 пар. Опытная носка происходит в тех условиях, в которых в будущем будут работать потребители нашей обуви. Если есть потребность в доработках или пожелания, все это обязательно учитывается и дорабатывается. Только потом уже дается зеленый свет и начинается массовое производство.

В нашей обуви каждая деталь, например, количество и положение крючков, имеет функциональный смысл. Мы хотим, чтобы люди сначала померили ее, опробовали, а потом внесли свои пожелания. Каждая такая модель – это результат совместной работы производителя, то есть нас, и нашего потребителя.

Как правило, от тех, кто попробовал нашу обувь, никаких эмоций, кроме благодарности, пока не было. В декабре прошлого года мы сделали партию обуви. Потом я поехал в Крым и разговаривал там с бойцами ".  Они очень хвалили военную обувь «Фарадей». По их словам, они поначалу взяли с собой какую-то американскую обувь, стоившую более 20 тысяч рублей за пару. Но оказалось, что американская обувь не идет ни в какое сравнение с нашей. Такая оценка со стороны профессионалов дорогого стоит. Значит, мы выбрали правильную стратегию и будем ее придерживаться и впредь.