«Новороссийск» первая из 6 подводных лодок серии проекта 636.3 «Варшавянка», построенной специально для Черноморского флота. Головная субмарина серии была заложена в августе 2010 года, вторую лодку - «Ростов-на-Дону» - заложили в ноябре 2011 года. В середине августа 2012 года заложили третью подлодку «Старый Оскол», четвертую - «Краснодар» - в феврале 2014 года.

Новые подлодки имеют двухкорпусную конструкцию. Общая длина субмарины - 73,8 метра, ширина - 9,9 м. Надводное водоизмещение новых «Варшавянок», по официальным данным, составляет 2350 тонн. Подводное - 3100 т (по другим данным, более 3900 т). Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 метров и предельную 300 м.

Все шесть кораблей 636.3 проекта названы в честь городов воинской славы: «Новороссийск», «Ростов-на Дону», «Старый Оскол», «Краснодар», «Великий Новгород» и «Колпино». На сайте верфи, где строятся эти подводные лодки, есть сообщение, что первые две были переданы Военно-морскому флоту (ВМФ) еще в прошлом году, а подъем Андреевского флага на третьей был приурочен к открытию VII Военно-морского салона в Санкт-Петербурге в июле 2015 года.

Подлодки проекта 636.3 относятся к третьему поколению дизельных субмарин, который, в свою очередь, создавался на основе проекта 877. Они считаются одними из самых малошумных в мире и имеют более высокую в сравнении с предыдущими проектами боевую эффективность, новейшие комплексы ракетно-торпедного вооружения, радиоэлектроники и гидроакустики. За набор этих качеств, эти корабли часто называют «Черными дырами» океана. Обнаружить «Варшавянку» в морской глубине очень сложно. При этом сам корабль представляет очень серьезную угрозу. 

Новые подлодки имеют двухкорпусную конструкцию. Общая длина субмарины - 73,8 метра, ширина - 9,9 м. Надводное водоизмещение новых «Варшавянок», по официальным данным, составляет 2350 тонн. Подводное - 3100 т (по другим данным, более 3900 т). Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 метров и предельную 300 м.

Согласно имеющимся сведениям, новые подлодки оснащаются двумя дизель-генераторами мощностью по 1500 л.с., одним главным гребным электрическим двигателем и одним электромотором экономического хода. Кроме того, имеются два резервных дизельных двигателя и две группы аккумуляторов. Подлодки оснащаются одним семилопастным гребным винтом. Эти системы обеспечивают подлодке достаточно высокие ходовые характеристики. Скорость надводного хода субмарин проекта 636.3 достигает 17 узлов. Подводная скорость - до 20 узлов. Дальность плавания зависит от объемов топлива для дизельных двигателей и режима хода. Так, с увеличенным запасом горючего на скорости 7 узлов подлодка может пройти до 7500 морских миль. Под водой при экономической скорости 3 узла дальность плавания сокращается до 400 миль.

На кораблях этого класса стоит обновленное радиоэлектронное оборудование. Автоматизированная информационно-управляющая система «Лама», автоматическая система управления подводной лодкой «Палладий» и система управления маневрированием «Пирит». Которые в целом не только повышают боевую эффективность кораблей, но определяют их боевые возможности.

Вооружение подлодок проекта 636.3 состоит из шести торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра. Два верхних аппарата могут использоваться в качестве пусковых установок ракетного комплекса «Калибр-ПЛ». Объемы торпедного отсека позволяют перевозить до 18 торпед или ракет. Доля того или иного вооружения в боекомплекте должна определяться в соответствии с поставленной боевой задачей. Ракетный комплекс «Калибр-ПЛ» («Club» в экспортном варианте) может использовать боеприпасы различных типов с дальностью стрельбы до 300 километров.

«Club» одно из главных «Ноу-Хау» 636.3 проекта. В его состав входит сразу 5 различных по своим возможностям ракет

В 1990 годах, Екатеринбургское КБ «Новатор» предложило экспортные варианты «модификации» «Граната» - противокорабельные комплексы Club-N и Club-S для подводных лодок и надводных кораблей с ракетами: 3М-54Э, 3М-54Э1, 3М-14Э, 91РЭ1, 91РТЭ2. Все эти машины объединяет только то, что запускаются они из штатного 533 мм торпедного аппарата.

разработанных на базе противокорабельной  крылатой ракеты 3М54Э «Гранат». Эта машина служит для ударов по авианосцам. Стоит на вооружении многоцелевых атомных подводных лодок. И до последнего времени относилась к оперативно-тактическим ракетам, предназначенным для противодействия крупным надводным соединениям кораблей противника.

В 1990 годах, Екатеринбургское КБ «Новатор» предложило экспортные варианты «модификации» «Граната» - противокорабельные комплексы Club-N и Club-S для подводных лодок и надводных кораблей с ракетами: 3М-54Э,   3М-54Э1, 3М-14Э, 91РЭ1, 91РТЭ2. Все эти машины объединяет только то, что запускаются они из штатного 533 мм торпедного аппарата. При помощи твердотопливного двигателя они проходят подводный участок маршрута, выходят на поверхность и тут начинают действовать по определенному плану.

Например, ракеты: 3М-54Э, 3М-54Э1, 3М-14Э считаются противокорабельными. Несут на себе фугасные боевые части от весом 200 до 450 кг способные уничтожить корабль класса фрегат. Ракеты: 91РЭ1, 91РТЭ2 – «гибрид» ракетного и торпедного вооружения. Стартуют, как и их предшественницы из торпедного аппарата, но вырвавшись на поверхность моря не начинают поиск надводных кораблей, а разделившись, сбрасывают в море самонаводящуюся торпеду.

Опасность такого подхода к уничтожению подводных лодок заключается в том, что обнаружив пуск ракеты-торпеды, противник в момент выхода машины из под воды теряет с ней контакт. Более того, упавшая в воду торпеда оказывается над вражеской субмариной. Обнаружить ее у лодки нет возможности так как акустические станции стоят в носовой и боковых проекциях кораблей. Так, что поражение цели становиться 100 процентным.

Строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок проекта 636.3 «Варшавянка» будет продолжаться ориентировочно до 2018 года. Таким образом, в течение нескольких следующих лет моряки-черноморцы будут получать буквально по подлодке в год. Конечно, сложность программы строительства субмарин может сказаться на окончательных сроках, однако пополнение рядов Черноморского флота можно считать решенным вопросом.

По данным пресс-службы Минобороны, только до конца 2015 года в состав Черноморского флота планируется принять еще 16 единиц вооружения и военной техники. Ожидается поступление подлодки 636.3 проекта «Краснодар», сторожевых кораблей «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», малых ракетных кораблей «Зеленый дол» и «Серпухов», патрульных и противодиверсионного катеров, многофункциональных катеров ПСО, а также штурмовиков Су-30СМ и вертолетов Ка-27М в состав морской авиации ЧФ.

 Дмитрий Литовкин