Генеральный директор РПКБ Даниил Бренерман в интервью рассказал о проблемах импортозамещения иностранных программных решений и перспективах развития отрасли в России.
Каков объем потенциального рынка в России? В мире?
Рынок встраиваемых операционных систем - это довольно специфичная среда. Каждый экземпляр операционной системы привязывается к выпускаемому изделию и не может быть изменен пользователем на протяжении всего срока службы. Если оценить количество тендеров, выложенных на госзакупки, то за 2013 и 2014 год там зарегистрировано поставочных договоров на сумму порядка 50 млн рублей. Эта статистика отражает потребление только государственными компаниями, обязанными приобретать программное обеспечение на конкурсной основе через торговые площадки.
При этом надо учесть, что в большинстве случаев ОС не выделяется как отдельный продукт, а приобретается в составе оборудования. В целом в РФ, объем рынка можно оценить от 500 до 700 млн рублей в год. И с каждым годом его объем будет расти, так как цифровые системы усложняются и все больше производителей буду делать выбор в пользу готовых решений на базе какой-либо операционной системы реального времени.
Размер мирового рынка, по оценкам компании VDC Research, в 2011 году составлял более 1 млрд долларов. Ее же оценки показывают, что на протяжении 2011 - 2014 годов мировой рынок рос не менее чем на 5% в год.
Приведите примеры (где уже сегодня они установлены и работают) не авиационного использования систем реального времени РПКБ – в составе АСУ конвейера, управления энергообъектами, транспорте и т. д.
Большой интерес к системам реального времени проявляют российские производители промышленного оборудования для нефтедобывающей отрасли, которые раньше использовали аналогичные продукты зарубежных производителей. Например, для одной из компаний, входящей в группу ИМС, была произведена процедура замены операционной системы QNX (Канада) на разработанную операционную систему МОС-ОП (Россия). При этом логика основного программного обеспечения, реализующего функционал устройства, не изменилась.
Сообщалось, что стоимость СРВ в 1,5 - 3 раза ниже иностранных аналогов. Это стимулирует спрос на нее за рубежом. Если нет, то почему? Если да, то какие страны ее закупают и для каких целей?
В этой сфере у производителей гражданского авиационного оборудования на западе очень сильны позиции поставщиков, традиционно работающих на этом рынке, таких как Wind River, Lynx Systems (обе США), SysGo (ФРГ) и т.д. Так как авиационное оборудование обладает очень длинным жизненным циклом (более 10 лет), то естественно желание производителей оборудования выбирать проверенных поставщиков, минимизируя свои риски, в части сертификации оборудования и ПО. И стоимость продукта здесь не является ключевым фактором.
Задача выйти на зарубежный рынок со своей операционной системой может быть успешно решена только совместно с поставками изделий, прошедших сертификацию в EASA или FAA, в состав которых будет входить новая российская ОСРВ. Таким образом фактор риска, связанный с выбором именно российской ОСРВ будет минимизирован и начнет оказывать влияние разница в цене.
Обладают ли СРВ для авиации какими-то особенностями?
Авиационные ОСРВ являются наиболее критичными с точки зрения качества и отказоустойчивости, элементами программного обеспечения. Уровень отказоустойчивости ОСРВ должен быть всегда выше уровня блока в котором она функционирует, так как любой сбой в ее работе приводит к отказу всего изделия. Для подтверждения высокой отказоустойчивости, авиационные ОСРВ должны разрабатываться по жестким требованиям, что в последствии подтверждается сертификатом, выдаваемым независимыми уполномоченными организациями.
На гражданских авиалайнерах используются те же СРВ, что и на военных?
С функциональной точки зрения военные и гражданские ОСРВ очень похожи. Очень сильны различия в специфике их использования и величине нагрузки. В отличие от гражданских систем, боевые комплексы решают больше разношерстных задач, при меньшей мощности вычислителя и от ОСРВ требуется высокая эффективность работы, чтобы это обеспечить. При разработке гражданских изделий вопрос производительности стоит менее остро.
Сложившаяся практика показывает, что ведущие производители ОСРВ предлагают линейки ОСРВ, разнесенные по целевому назначению. Гражданские и военные ОС позиционируются как одно семейство, но реализуются как разные продукты.
Как вы видите будущее развития этого направления? Планируете ли вкладывать средства в его развитие? Ведутся ли НИОКР по данной теме. Планируется ли продолжать производить системы, ориентированные на авиацию или есть планы расширить их возможности по адаптации в других сферах и предлагать, к примеру, промышленности в виде готовых решений?
На данный момент ведется работа по расширению поддерживаемых платформ и областей применения операционных систем реального времени.
Мы работаем над созданием высоконадежной серверной операционной системы, которая бы позволяла парировать программные сбой в функциональных программах по технологиям, принятым в авиационных ОС. В отличие от большинства серверных операционных систем, наша разработка не строится на Linux или его клонах, а целиком и полностью разрабатывается с нуля, на основе подходов используемых при разработке авиационного ПО.
Также на основе авиационной ОСРВ идет разработка системы для мобильных носимых устройств, таких как планшет, позволяющей гарантировать выполнение критических приложений и защиту обрабатываемой информации.