Также у грузовика не должно быть неоплаченных штрафов за проезд по дорогам. До этого все владельцы грузовиков и транспортные компании были обязаны заранее оплачивать проезд.

 

Введение постоплаты

 

Теперь бортовые устройства для системы "Платон" будут производиться в количестве 100 тысяч штук ежемесячно.

Как ранее сообщал министр транспорта Максим Соколов, владельцы 12-тонных машин уже получили 322 тысячи бортовых устройств, всех дальнобойщиков планируется оснастить к середине нынешнего года. По словам Соколова, основываясь на опыте других стран, предполагалось, что с момента запуска системы приборами будут пользоваться 5-10% водителей. Но спрос превзошел ожидания. Теперь бортовые устройства будут производиться в количестве 100 тысяч штук ежемесячно. Так что приборов хватит на всех, рассказал министр.

По мнению президента Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслава Трунаева, введение постоплаты в системе "Платон" позволит облегчить работу транспортных компаний. Как считает Трунаев, это будет существенная поддержка в той обстановке, в которой находятся грузоперевозчики в нынешнее время. Поскольку сейчас контрагенты рассчитываются с транспортными компаниями спустя 1,5 или 2 месяца. В связи с нехваткой оборотных средств перевозчик фактически не имеет возможности платить вперед за проезд по федеральным дорогам, заключил представитель перевозчиков.

 

Вопрос конституционности сбора

 

Как заявили противники "Платона", по сути плата за проезд является налогом, а это уже должно устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства.

Накануне, 14 апреля Конституционный суд рассмотрел жалобу 92 депутатов Госдумы на систему "Платон". Главным предметом обсуждения сторон на суде стал вопрос - является ли "Платон" скрытым налогом и будут ли за него сажать бизнесменов-нарушителей. С жалобой в суд пришли депутаты от партии КПРФ. Как только коммунисты заявили о своей поддержке протестного движения дальнобойщиков, их заподозрили в попытке пропиариться за счет противников системы платы за проезд по федеральным трассам.

Как заявили противники "Платона", по сути плата за проезд является налогом, а это уже должно устанавливаться федеральным законом, а не постановлением правительства. Кроме того, "Платон" создает препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны. Поэтому парламентарии попросили признать, что система "Платон" не соответствует Конституции.

От противников в Конституционном суде выступил депутат Юрий Синельщиков. В ходе своей речи он рассказал, что "Платон" затронул интересы 2 миллионов человек. Из-за него в стране произойдет ускорение инфляции. Сбор дублирует платежи — акциз на топливо, транспортный налог и др. Кроме того, собирать деньги поручили оператору — компании "РТ-Инвест Транспортные системы", которое выбрали на 13 лет без проведения конкурса.

 

В защиту "Платона"

 

Защитники системы иронично отметили, что в Конституционный суд обратились 92 депутата от КПРФ - это одна пятая от всего состава нижней палаты парламента. Сторонники системы отметили, что эти депутаты во время принятия закона о системе "Платон" почему-то не говорили о неконституционности этого сбора. Полпред президента в Конституционном суде Михаил Кротов отметил странность того, что депутаты обратились в суд после того, как закон был принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом.

Обратившиеся в суд депутаты во время принятия закона о системе "Платон" почему-то не говорили о неконституционности этого сбора.

Кротов заключил, что закон, постановление и административный кодекс, по которым работает "Платон", соответствуют Конституции. По его мнению, если следовать логике депутатов, то налогом можно назвать утилизационный сбор или плату за регистрацию сделок с недвижимостью.

Михаил Барщевский, полпред правительства РФ в Конституционном суде, согласился со своим коллегой, отметив, что депутаты обратились в суд неспроста, поскольку сейчас выборный год. По мнению Барщевского, если бы рассмотрение дела перенесли на сентябрь-октябрь 2016 года, то заявители его бы отозвали, а на этом все бы закончилось. Сам же "Платон", как считает Барщевский, законен и с юридической, и с философской точки зрения.

В качестве защиты системы Барщевский привел простой пример: "Когда человек ехал на "Жигулях" или "Дэу Нексиа" и платил столько же, сколько водитель большегруза, это было несправедливо. То, что сегодня, — это справедливо. Я уверен, это движение в правильном направлении. Есть какие-то нюансы. Но это не есть неконституционность. Давайте уж тогда оспорим "Платон" и еще с одной точки зрения. Это же нарушение тайны личной жизни, свободы перемещения. ГЛОНАСС же следит за водителями".

 

Как начинался "Платон"

 

За первые четыре месяца работы "Платон" собрал в российский дорожный фонд около 4,8 млрд рублей.

Введенная в ноябре 2015 года система "Платон" предназначена для сбора платы с большегрузных автомобилей, собираемые деньги, по замыслу создателей системы, должны идти на возмещение вреда, которые грузовики наносят дорогам общего пользования. Однако создание системы вызвало бурные протесты транспортных компаний и самих водителей грузовиков. В результате власти пошли на уступки и снизили тариф вдвое.

Распоряжением правительства от 29 августа 2014 года концессионером стала компания "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС). 50% РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, 50% — "РТ-Инвест", инвестиционной компании госкорпорации "Ростех". Система была запущена 15 ноября 2015 года. За первые четыре месяца работы "Платон" собрал в российский дорожный фонд около 4,8 млрд рублей, а в системе было зарегистрировано 665 тыс транспортных средств, принадлежащих 225 тысяч владельцев.

В начале разработки системы в 2013-2014 годах Росавтодор планировал провести конкурс и даже начал сбор заявок на участие. В 2014 году среди участников были даже иностранные компании: французская Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens и словацкая SkyToll. Как позднее поясняли представители Росавтодора, от конкурса было решено отказаться в связи со "сменой геополитической обстановки" и "соображениями национальной безопасности".

Алексей Петров