Госдума готовит законопроект, частично регулирующий деятельность сервисов, который может быть принят уже осенью.

 

 Беспощадный демпинг

 

Похоже, что в обозримом будущем недовольство таксистов будет хотя бы отчасти, но удовлетворено.

«В данное время наша служба проводит расследование по большому количеству запросов в отношении Uber, GetTaxi и “Яндекс.Такси” на предмет наличия в действиях данных компаний возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства,— цитирует РИА Новости замначальника управления контроля транспорта и связи ФАС Алексея Горлинского. По его словам, с компаниями уже «проведены беседы, чтобы прояснить бизнес-модель, механизмы работы с перевозчиками и так далее».

Межрегиональный транспортный профсоюз ранее направил обращение президенту и правительству РФ с просьбой ограничить деятельность интернет-агрегаторов.

Uber, GetTaxi и «Яндекс.Такси» уже более года вызывают нарекания со стороны таксистов. Принцип их работы не отличается от работы стандартной диспетчерской: после приема заказа у клиентов через мобильные приложения они распределяют их по машинам. Однако водитель, получивший заявку на компьютер по сотовой связи, обязан заплатить интернет-сервису комиссию.

Московские таксисты в феврале провели забастовку, утверждая, что большая часть заработка уходит на оплату разнообразных счетов и комиссий. В июле таксисты из Санкт-Петербурга потребовали от губернатора Георгия Полтавченко запретить работу пресловутых сервисов все по тем же причинам — демпинг и допуск к перевозкам перевозчиков, не имеющих на это разрешений от властей. Таксисты жалуются, что тарифы тройки – Uber, GetTaxi (сейчас называется Gett) и «Яндекс.Такси» – сопоставимы с ценой поездки на общественном транспорте (49–50 руб.), а сервисы доплачивают водителям суммы, превышающие стоимость поездки, – это нарушает закон о конкуренции, считают они.

Сами компании обвинения в демпинге отрицают, утверждая, что заботятся о низкой стоимости поездки для конечного клиента.

 

Проект спасения

 

 Против Uber

Сервис UberPOP запрещен судами в нескольких странах ЕС, в том числе во Франции, Германии, Бельгии и Нидерландах. 29 июня во Франции были задержаны два топ-менеджера Uber по подозрению в незаконной деятельности и сокрытии документов. В июне в Париже прошли массовые протесты таксистов, которые требовали запретить сервис и обвиняли водителей Uber в нечестной конкуренции, так как те не приобретают лицензии, не платят такие же налоги и т. д.

В Госдуме уже готовят законопроект, который должен решить часть возникших вопросов. Предполагается, что в нем будет прописано, что диспетчерские службы или агрегаторы «имеют право на существование при двух условиях: они зарегистрированы на территории РФ и стоят на налоговом учете». Кроме того, законопроект утвердит, что для работы в такси нужен патент стоимостью 10–15 тыс. руб.

По мнению авторов проекта, введение патентной системы уничтожит посредников, которые сейчас сами оформляют разрешения для таксистов в обмен на проценты от заработка, в результате любые интернет-приложения, агрегаторы работали бы уже с легальными таксистами.

Минтранс также положительно оценил законопроект.

«Рассчитываем, что поправки в осеннюю сессию будут приняты»,— сообщил заместитель министра Николай Асаул. По его словам, «необходимо сформировать правовое поле для осуществления таксомоторных перевозок, в том числе для регулирования работы различных мобильных серверов.

«Невозможно не замечать этих участников рынка: такие услуги востребованы и пользуются спросом. Мы не хотим кардинально менять правила игры, а намерены лишь скорректировать те моменты, которые вызывают вопросы у участников рынка», - подчеркнул чиновник.

 

  Ника Бажанова