Новая развитая транспортная артерия через Севморпуть может значительно снизить издержки при перевозке грузов в страны Европы. Именно от широкой эксплуатации Северного морского пути значительно выиграть российская сторона.

 

СМП выходит на первый план

 

На правительственном часе в Совете Федерации РФ о значении СМП говорил вице-премьер правительства России Дмитрий Рогозин. Он обратил внимание на то, что значение транспортного маршрута по Севморпути увеличилось в последнее время, особенно это стало очевидно после того, как Турция испортила отношения с Россией, сбив над сирийской территорией самолет Су-24 ВКС РФ, а затем отказавшись принести хоть малейшие извинения за такое трагическое происшествие.

На фоне вероятных боевых действий между Россией и Турцией может возникнуть ситуация, когда российская сторона не сможет использовать выход из своих южных портов в Индийский и Атлантический океаны через пролив Босфор. По словам Рогозина, в таком случае у России не останется иного пути, кроме как использовать надежный и свободный путь к большой воде через СМП.

Глава Минвостокразвития Александр Галушка сообщил, что концепцию развития проекта Северного морского пути будет разрабатывать Аналитический центр при правительстве РФ. Модель развития транспортного пути должна быть разработана к июню 2016 года. По словам Галушки, сам проект станет новым взглядом на глобальную карту транзитных потоков и те изменения, которые происходят в мире вслед за развитием экономики КНР и обострением некоторых геополитических противоречий.

 

Интерес Китая

 

Чиновник не зря напомнил о КНР, ведь именно Китай рассматривается как основной партнер России при использовании Северного морского пути. Вице-премьер Рогозин намерен встретиться с вице-премьером Китая Ван Яном, чтобы обсудить и лично продемонстрировать все преимущества использования СМП для торговли с международными партнерами. При этом Рогозин будет четко следовать наказу президента России Владимира Путина, который в свое время поставил задачу сделать СМП высококонкурентным транспортным коридором причем глобального значения.

Еще в 2013 году Китай получил статус международного наблюдателя в Арктическом совете, в который входят восемь держав, имеющих интересы в Арктике. В том же году по СМП прошел первый китайский контейнеровоз через порт Далянь в голландский порт в Роттердаме. В целом власти КНР планируют, что уже к 2020 году объем транзита через Северный морской путь будет составлять около 15% от всего оборота внешней торговли Китая.

 

Плюсы и минусы Севморпути

 

Известно, что китайская сторона ранее уже высказывала свою серьезную заинтересованность в проекте Северного морского пути. В КНР понимают, что главное преимущество этого коридора заключается в том, что он почти в 2,5 раза короче пути через Суэцкий канал несмотря на то, что канал совсем недавно был расширен египетскими властями (5,7 тысяч морских миль против 12,8 тысяч морских миль - в среднем 35 дней пути вместо 48 дней). Второе серьезное преимущество Северного морского пути заключается в том, что он безопаснее, поскольку можно не беспокоиться по поводу вероятного нападения сомалийских пиратов.

На фоне всех преимуществ СМП не стоит забывать о некоторых его недостатках. В первую очередь это ограниченная навигация из-за сурового климата, которая не осуществляется круглый год, хотя представители некоторых компаний заявляют, что для них Севморпуть является круглогодичной трассой. Второй минус использования СМП заключается в слабой инфраструктурной составляющей пути, на данный момент есть только Дудинка - единственный порт, который готов принимать корабли. Но всеми этими вопросами как раз займутся разработчики концепции использования Северного морского пути.

 

Не только Китай

 

Интерес Китая к Северному морскому пути подогрел аналогичный интерес к данной транспортной магистрали со стороны соседней с Китаем Японией. У страны восходящего солнца есть свои интересы в Арктике, эта страна также входит в Арктический совет.

Спецпредставитель Японии по вопросам Арктики Казуко Сираиси заявила в Москве, что ее страна намерена активно использовать СМП и даже готова направить по этому пути до 40% всех своих грузов. Япония собирается совместно с Россией следить за ледовой обстановкой в Арктике. Помимо этого, как рассказала Сираиси, Севморпуть является самым быстрым способом доставки товаров из Японии в Европу, к 2020 году грузопоток через Северный морской путь может вырасти до 65 млн тонн в год.

Алексей Петров