В Госдуму направлен законопроект, который может поменять сам принцип обоснования расчета цены полиса ОСАГО для владельцев автомобилей. Согласно действующим на сегодня правилам, стоимость страхового полиса напрямую зависит от мощности двигателя транспортного средства. Однако не все считают такой вариант расчета объективным, ведь, по сути, нет прямой зависимости между количеством лошадиных сил автомобиля и риском попасть в аварию, так что необходимо отменить подобную привязку.
Суть проекта
В ноябре в Центробанк было отправлено предложение снизить коэффициенты на ОСАГО на 10-35%.
Соответствующий законопроект для рассмотрения в Госдуме представил депутат и лидер партии "Родина" Алексей Журавлев, с которым согласны и правозащитники, но не страховые компании, которым такие положения, очевидно, не пойдут на руку и принесут сокращения прибыли. Журавлев предельно четко пояснил свою позицию в пояснительной записке к законопроекту, отметив, что по данным исследований за 2013 год следует, что больше всего в авариях участвовали автомобили ВАЗ (33,6%), ГАЗ (5,9%), Hyundai (4,8%), которые являются самыми распространенными марками автомобилей в России. А вероятность наступления ДТП зависит скорее от цвета автомобиля или менталитета его владельца, но никак не от мощности двигателя.
В качестве примера можно привести одного из лидеров автомобильного рынка Европы (особенно по качеству дорог) - Германию, где стоимость страхования гражданской ответственности никак не связана с мощностью автомобиля. В России же мощностной коэффициент применяется только для автомобилей категории B и BE, то есть, по сути, является дополнительным скрытым налогом.
Страховка от нарушений
В 2013 году чаще всего в авариях участвовали автомобили ВАЗ (33,6%), ГАЗ (5,9%), Hyundai (4,8%)
Такой налог необходимо рассчитывать, исходя из коэффициента зависимости цены страховки от количества нарушений правил дорожного движения, только так можно вычислить объективную стоимость страховки для владельцев автомобилей. В законопроекте отмечается, что новый коэффициент будет складываться по наличию или отсутствию у водителя административных правонарушений в области дорожного движения в течение одного года, предшествующего дню заключения договора обязательного страхования.
Подобного мнения придерживается и первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. По его мнению, сейчас сложилось подобие идеологии времен СССР, когда считалось, что владельцами мощных моторов могут быть исключительно богатые люди, тогда и платить им следует больше. Но это не так, ведь, покупая любую страховку, человек хочет себя обезопасить, а владелец дорогой и безопасной машины будет всеми силами стараться избежать аварийной ситуации на дорогах. Подобного мнения придерживаются и общественные активисты, считая, что следует скорее учитывать массу или возраст транспортного средства при расчете стоимости ОСАГО.
Стоит отметить, что сейчас страхование автогражданской ответственности оценивается по базовым тарифам и коэффициентам, которые устанавливаются Центробанком России. Стоимость ОСАГО складывается по территориальным, возрастным факторам, а также по стажу водителя и мощности автомобиля, причем мощность движка является основным фактором. Владельцы автомобилей с мощностью в 150 лошадиных сил в Москве платят на 60% больше владельцев машин с двигателем в 70 лошадиных сил.
Несогласные страховщики
Страховщики не согласны с предложениями Журавлева, они ссылаются на некие исследования Центробанка и западных страховых компаний. Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев пояснил, что в некоторых западных странах все же нет привязки стоимости страховки к мощности двигателя машины. Но для определенных марок страхование может быть дороже. Страховщики РСА допустили снижение стоимости ОСАГО - в ноябре в Центробанк было отправлено предложение снизить коэффициенты на 10-35%. А вот идею привязать цену ОСАГО к количеству нарушений страховщики поддержали, поскольку для злостных нарушителей страховка должна обходиться дороже.
Ранее уже звучали предложения заморозить тарифы на страхование для автолюбителей, банковский комитет Госдумы даже порекомендовал депутатам принять в первом чтении поправки к закону об ОСАГО, по которым тарифы на обязательные автополисы могут меняться Центробанком не чаще раза в год, об этом сообщал "Интерфакс". Тогда поправки были предложены с целью обеспечения стабильности и открытости действий регулятора страховой деятельности - Центробанка РФ.
Хотя и это не понравилось представителям страховых компаний, поскольку РСА, связывает увеличение цены на ОСАГО со стоимостью запчастей. Согласно их данным, с декабря 2015 года средние цены на запчасти должны вырасти на 5–7% с момента майских предсказаний. Таким образом, цены увеличатся на 20–23% в сравнении с декабрем 2014 года, а это повлечет за собой рост стоимости ОСАГО, что безусловно пойдет на руку страховым компаниям.
Алексей Петров