Больше жилья, дорог, рабочих мест

15 марта 2017 года, после проведения публичных слушаний, Мосгордума утвердила генплан  развития новых территорий российской столицы. Курс взят на создание рабочих мест (согласно документу предполагается строительство недвижимости, где сможет разместиться около миллиона новых рабочих мест и жилье для приблизительно 1,5 млн. москвичей), а один из главных заложенных принципов развития — мобильность жителей: дорога до офиса, места проведения досуга, детского садика, школы, поликлиники, парка не должна занимать у них более получаса.

Есть ли у Новой Москвы ресурс, чтобы создать такую комфортную среду? «Мы считаем, что да», - сообщил руководитель столичного

Владимир Жидкин

Владимир Жидкин

©Екатерина Пряничникова

Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин на панельной дискуссии в центре урбанистики «Город». По его словам, к 2035 году  планируется увеличение количества жителей Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) столицы в 4,5 раза - с 320 тысяч до 1,5 млн. человек. Для них в этом году в Новой Москве дополнительно планируется построить 1,6 млн. кв. м жилой недвижимости, а всего с 2012 года, когда эти земли вошли в состав столицы, было построено 8 млн. кв. м жилья, появились 47 объектов социальной инфраструктуры, 4 дороги, 2,8 млн. кв. м нежилой недвижимости, создано 100 тыс. рабочих мест, приблизительно равномерно распределенных по всей площади ТиНАО.

 

В то же время Жидкин отметил изменение в подходе инвесторов: если раньше застройщик говорил, что знает, как строить жилье, но не знает, как создавать рабочие места, то сейчас ситуация изменилась — инвесторы приходят с предложениями по строительству объектов в том числе и офисного, нежилого назначения.

«Застройка в Новой Москве должна быть гармоничная, сбалансированная по своему функциональному назначению, - согласна с ним председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова. - Всем хочется строить жилье, но уже все понимают, что только жилье, без создания рабочих мест, инфраструктуры, невозможно». В то же время «над вопросом, что может быть рабочими местами, бьются лучшие девелоперские умы», - отметила она. Сейчас покупаются не просто квартиры, а те из них, до которых удобно доехать, рядом с которыми находятся детсады и прочие объекты социальной инфрастурктуры, в том числе, образовательного или развлекательного характера, и, что немаловажно - рабочие места.

 На транспорт нужно 600 млрд рублей

От Боровского шоссе до Киевского, от Киевского до Калужского и от Калужского шоссе до Южного Бутово — эти три построенные

Всем хочется строить жилье, но уже все понимают, что только жилье, без создания рабочих мест, инфраструктуры, невозможно.

дороги создают, по сути, дублер МКАДа на территории Новой Москвы. В результате для перемещения между районами теперь можно не выезжать на кольцевую автодорогу, а добираться до точки назначения по новым магистралям. Как сообщил Владимир Жидкин, в ТиНАО уже построено 27 км дорог, в активной фазе строительства сегодня находятся 62 км, и еще 108 км — на стадии проектирования. В дальнейших планах столичных властей — автодорожное развитие Троицка, строительство дублера Калужского шоссе и нового выезда из Московского.

Всего до 2020 года планируется проложить 200 км новых автодорог, не считая тех, которые инвесторы построят внутри возводимых ими жилых кварталов. Кроме того, принято решение о дальнейшем развитии двух железнодорожных веток — Киевского и Курского направления Московской железной дороги с тем, чтобы сократить расстояние между электричками.

До 2035 года, по словам Жидкина, необходимо вложить около 600 млрд рублей (ожидается, что часть этих средств будет внесена инвесторами) для того, чтобы реализовать все запланированные проекты по строительству метро, дорог, трамвайных линий на территории Новой Москвы. Всего здесь планируется проложить 1200 км магистральных дорог, 65 км линий метрополитена, 175 км трамвайных путей.

Что касается дальнейшего развития метро в новых округах — принято решение продлить Сокольническую линию от «Саларьево» до Коммунарки — новый участок будет введен в эксплуатацию в 2019 году. Кроме того, запланирована отдельная линия метрополитена от улицы Новаторов (с пересадкой на строящийся Третий пересадочный контур или, попросту, второе кольцо столичной подземки) до Коммунарки — там сейчас идет проектирование, выпускается градостроительная документация и по итогам этих работ будет принято окончательное решение по финансированию - возможно, будут привлечены и внебюджетные источники.

 Коммунарка – новый опыт развития и управления территорией

Коммунарка (точнее, административно-деловой центр), площадью порядка 550 тысяч га, признана стартовой площадкой, на которой

Наиль Сайфуллин

Наиль Сайфуллин

©Екатерина Пряничникова

будет отрабатываться комплексный подход по развитию инфраструктуры, мест трудоустройства, занятости и т. п. Реализацией инновационного проекта занимается АО «Мосинжпроект». Одним из вариантов вовлечения этой территории в жизнедеятельность города будет строительство метро и дорог, сообщил директор по развитию АО «Мосинжпроект» Наиль Сайфуллин. Также, как и на остальных территориях ТиНАО, в АДЦ Коммунарка не будет «перекоса» в сторону только жилого фонда (из порядка 4,8 млн кв. м построенной недвижимости, 1,3 млн кв. м придется на жилье, а 1,7 млн кв. м — на деловую застройку), а бизнес планируют завлекать ценовой и транспортной доступностью.

 На освоение территории планируется привлечь  402 млрд. рублей частных инвестиций, столица со своей стороны вложит 45 млрд. рублей в головные объекты инженерного обеспечения, внутриквартальные сети, внутриквартальную улично-дорожную сеть, благоустройство территории и социальные объекты. За эти деньги город получит  три школы на 3,5 тысячи мест, университетский городок, три станции метрополитена. Понятно, что Москва планирует в дальнейшем вернуть вложенные инвестиции посредством арендной платы и посредством уплаты налоговых поступлений, уточнил Сайфуллин. Ну, а помимо экономического эффекта, будет и социальный — комфортные условия проживания, работы и досуга, появятся новые рабочие места и повысится их качество, развитая культурная составляющая, доступные услуги образования и здравоохранения, успешная социализация подрастающего поколения и многое другое. 

 Глас народа

Согласно исследованию ВЦИОМа, результаты которого были озвучены руководителем Центра Валерием Федоровым, можно выделить три ключевых фактора риска, связанные с формированием рынка труда в Новой Москве: создание невостребованных рабочих мест, наплыв мигрантов из других стран и регионов (в то время как город ориентирован, в первую очередь, на создание

34% жителей Москвы в границах МКАД допускают возможность переезда на новые территории.

рабочих мест для своих жителей), и маятниковая миграция между новыми и старыми районами мегаполиса, создающая дополнительную нагрузку на транспортную инфраструктуру. С другой стороны, как отметил Федоров, существуют и зоны роста рынка труда: в первую очередь, это жители Новой Москвы, которые сейчас вынуждены ездить на работу в центр, но могут получить выгодные и привлекательные предложения о трудоустройстве поближе к дому, во-вторых, «новопоселенцы» (а это 100 тысяч жителей, переехавшие за последние пять лет в ТиНАО), также желающие работать в непосредственной близости от места проживания, а в-третьих, жители «старой» Москвы, которые готовы к переезду в Новую.

34% жителей Москвы в границах МКАД допускают возможность переезда на новые территории. Это, в основном, экономически активные граждане, до 45 лет, обладающие высокой покупательской способностью, молодые семьи с детьми. Преимущества, которые они видят для себя, — хорошее развитие транспортной сети, ниже цены на недвижимость, лучше экология. Рабочие места — пока что не решающий фактор, но востребованный. И если говорить об их создании, то можно выделить три главных кластера — финансы и банковская сфера, наука и технологии, собственный бизнес.

 

Алексей Расходчиков

Алексей Расходчиков

©Екатерина Пряничникова

В качестве итога своего выступления, Федоров отметил, что общественное мнение в целом позитивно оценивает перемены, происходящие на территории новых округов, а чаще всего положительно отмечаются транспортная ситуация и благоустройство. Второй вывод — примерно четверть жителей округов, которые переехали за последние пять лет, пока не смогли найти работу в границах округа. Эта тенденция усиливает маятниковые миграции и создает нагрузку на инфраструктуру. Дисбаланс на рынке труда выражается в том, что высококвалифицированные и высокооплачиваемые рабочие места находятся в «старом» городе, а на долю Новой Москвы пока достаются места, требующие среднего уровня квалификации и, соответственно, средне оплачиваемые. При этом потенциал переезда сотрудников довольно высокий — порядка 35%.

 

 «Важный момент, что жители Москвы стали чаще ездить на новые территории, потому что присоединенная территория, которая не посещается жителями, остается для них вирутальной», - отметил заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» Алексей Расходчиков. По его словам, за последние полтора-два года в том плане произошли позитивные изменения, и москвичи стали чаще посещать Новую Москву, что способствует дальнейшей интеграции территориий и определенной разгрузке мегаполиса. «В оценках транспортной ситуации города москвичи сходятся на том, что основная проблема — это трудовая миграция из Подмосковья. Необходимо развивать рабочие места, чтобы маятниковая миграция, когда каждый день в город на работу приезжают три млн человек, прекратилась. И мне кажется, это хорошее решение, когда большая часть бывшего Подмосковья по-другому начала развиваться, и две трети, три четверти жителей уже не ездят в Москву. Это показатели даже более высокие, чем планировалось при формировании Генплана. И это, наверное, самый главный индикатор развития», - подытожил он.

 Отметим, что дискуссия «Новая Москва: альтернативы развития» стала 9-м крупным экспертным мероприятием, организованным центром урбанистики «Город» при поддержке АО «Мосинжпроект». Ранее на коммуникационной площадке обсуждались вопросы подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018, организации работы МЦК и ряд других ключевых для столицы вопросов.

 Мария Кузнецова