Глава «Почты России» Дмитрий Страшнов по итогам 2014 года получил премию в размере 95,4 млн рублей. Эта новость взбудоражила и возмутила общественность – помимо самой астрономической суммы, которую обычный российский гражданин не может представить даже визуально, негодование вызвало и тот факт, что премировали на эту сумму главу предприятия, печально известного своей работой: все хоть раз сталкивались с работой этой организации и знают, насколько она далека от идеальной – настолько же, насколько далеки от идеальности зарплаты и условия труда рядовых сотрудников (чего стоит, например, предложение 4-летней давности брать на работу мигрантов, так как, по словам тогдашнего руководителя, организации не хватает сотрудников из-за низких окладов).
Многовато будет!
Размер премиальных Страшнова заинтересовал и Генпрокуратуру – она потребовала завести уголовное дело в отношении гендиректора, а также в отношении двух руководителей департаментов Министерства связи и массовых коммуникаций по подозрению в халатности.
Впрочем, по словам самого Страшнова, премию он получил законно и на общих основаниях и вообще не понимает ажиотажа вокруг его денег. «Во всех действиях, связанных с расчетом вознаграждения, и «Почта России», и Министерство связи руководствовались только законными актами. <…> Если кто-то посчитает, что они неправильны и некорректны, то, наверное, нужно менять эту систему в целом», - пояснил он.
Действительно, согласно порядку расчету премии руководителя ФГУП, гендиректор получил в качестве годового вознаграждения 8% от чистой прибыли «Почты России», составившей в 2014 году 1,2 млрд рублей.
Единственное, к чему могут быть претензии Генпрокуратуры – это тот факт, что расчет премии Страшнову производился на основании полученной чистой прибыли, которая, как уже говорилось выше, составила 1,2 млрд рублей. Однако прибыль эта, отметили правоохранители, образовалась за счет 5,4 млрд. госсубсидии, которая перекрыла убытки компании в размере свыше 4 млрд. И в этом случае размер премии гендиректора компании мог составить 3,2 млн рублей, а никак не 95 миллионов. Да и вообще, большой вопрос, стоит ли премировать руководителя, чье предприятие стабильно приносит только убытки. Более того, по информации Генпрокуратуры, по многим показателям предприятие не достигло запланированных значений, ряд из них в сравнении с предыдущим годом снизились (например, показатель по инвестициям в развитие предприятия был выполнен лишь на 57%).
Проверка нам покажет
Но не факт, что правоохранители смогут что-то доказать. Как поясняют юристы, премия - это составная часть оплаты труда и ее расчет производится на основании локальных нормативных актов. «В коммерческих организациях это может быть, к примеру, Положение о премировании. В госучреждениях - на основании приказов, постановлений. Если размер прибыли действительно был велик и расчет действительно произведен был на основании актов, регулирующих премировании в данной организации, - то к сумме претензий быть не может. Все покажет только досконально проверка бухгалтерских документов», - пояснила адвокат «Легис Групп», эксперт «Фонда поддержки правовой культуры» Яна Теплякова.
Доживем до понедельника
В результате за главу «Почты» вступилось Минкомсвязи, для которого информация о возбуждении Генпрокуратурой дела стала новостью. Впрочем, по итогам проверки, Министерство в основном согласилось с замечаниями Генпрокуратуры. Самому Страшнову, по словам официального представителя Генпрокуратуры, тюремное заключение за премию, конечно, не грозит, но вот ее урезание – вполне. Кроме того, может последовать и административное наказание, но это уже как решит Следственный комитет, которому были направлены документы по делу.
Вообще сама проверка, в ходе которой и выяснилась сумма злосчастной премии, прошла 12 ноября. По закону, Минкомсвязь должно направить ответ на представление Генпрокуратуры в течение 30 дней, то есть до 12 декабря. Впрочем, если ответ будут пересылать по почте – этот срок может и затянуться.
Мария Кузьмичева