Попытка номер пять

В настоящий момент все партнеры Беларуси по ЕАЭС уже в ВТО: Кыргызстан — с 1998 года, Армения — с 2003-го, Россия — с 2012-го, Казахстан — с 2015-го. В гордом одиночестве Минск готовится перейти к активной фазе переговоров, которые ведутся, ни много ни мало, с конца прошлого столетия.

Посол республики в Бельгии и Люксембурге, по совместительству постоянный представитель Белоруссии при ЕС и НАТО, Александр Михневич на днях сообщил об очередном возобновлении взаимодействия с Европой. Он отметил, что по вопросу ВТО состоялись встречи в Женеве, на которых стороны обсудили «конкретные технические недостатки» РБ, требующие исправления. По словам Михневича, переговорный процесс движется поступательно, намечаются «позитивные сигналы».

Что нужно предпринять Белоруссии для защиты экономических интересов в случае вступления страны в ВТО? Как грамотно осуществить переход на «либеральные рельсы», последствия которого власть будет в состоянии контролировать? Всемирная торговая организация может дать Минску серьезный толчок к развитию, но только в случае проведения соответствующих реформ с целью адаптации экономических и законодательных институтов государства к условиям многосторонних международных соглашений. Неясной пока остается реакция Москвы на стремление Лукашенко наладить контакт с Западом. Должны мы союзника поощрять или порицать? И можно ли опыт ВТО для нашей страны назвать удачным в сравнении с успехами тех же китайцев?

Это по-нашему

Созданная с целью урегулирования экономических отношений Всемирная торговая организация (ВТО) сегодня контролирует более 95% мировой торговли. Амбициозная и настроенная на расширение пространства для экспорта продукции, Россия официально присоединилась к союзу в августе 2012 года. И вот мы уже боремся с проблемами, о причинах которых обычно говорят простецки: «Хотел как лучше, а получилось, как всегда». Ожидали обеспечить себе более благоприятные условия для поставок отечественных товаров на зарубежные рынки. Надеялись привлечь инвестиции для развития собственного производства и увеличения конкуренции в финансовой сфере. Верили в усовершенствование качества и конкурентоспособности российских изделий в результате роста импорта товаров и услуг, но… Реальность оказалась, как всегда, предсказуемой и весьма тривиальной. Кризис. А далее упадок — в традициях, логичных для всех стран-участниц ВТО.

Самые мрачные прогнозы, к счастью, не оправдались. Однако заметно усилилось расслоение российской экономики на высокодоходные и малорентабельные сектора. Удалось умножить объемы экспорта в тех отраслях, где производство ведется эффективнее, чем у конкурентов за рубежом. Но вот слабые места и прорехи «залатать» пока удается, увы, исключительно за счет расширения импорта. Не слишком радужная перспектива наблюдается также в сфере проникновения российских экспортеров на международные рынки и вопросах доступа России к передовым технологиям в интересах повышения качества отечественной продукции. «На начало ноября 2012 года (то есть вскоре после присоединения России к ВТО) всего 18 стран применяли защитные меры в отношении российских товаров. Всего действовало 73 меры, а также проводилось 5 расследований. К 1 августа 2015 года число стран, использующих ограничительные меры в отношении российских товаров, увеличилось до 27, а число принятых мер — до 112. До 22 возросло и количество проводимых расследований», — пишет ГАЗЕТА.RU. Однако эксперты призывают рассматривать эти цифры в положительном ключе. Ведь применять специальные меры для защиты уместно только в случае резкого увеличения поставок какого-либо товара из-за рубежа, которое может нанести ущерб местным производителям. Что, собственно, делает честь нашим экспортерам.

Время покажет

Система Всемирной торговой организации, как и мировой торговли в целом, основана на капиталистических принципах, не совпадающих с унаследованными от советского периода методами управления экономикой. Отказ от государственного участия и поддержки, самостоятельность и полная автономия отечественного производителя, предоставление равных условий внутренним и иностранным участникам рынка — вот базовые критерии здорового функционирования механизма ВТО и его сегментов.

В Беларуси многие отрасли, в первую очередь агропромышленный комплекс, зависят от государственной поддержки, считаются объектами постоянного регулирования. Формы хозяйствования, способные конкурировать в условиях свободного рынка, составляют небольшую часть экономики республики. В России малый и средний бизнес — явление и вовсе уникальное. Мы по уровню абсурда оставляем США и ЕС далеко позади как в литературе, так и в экономике. Это же очевидно!

Пока Лукашенко пытается проанализировать все «против» и «за» и предупредить хотя бы часть опасений по поводу влияния ВТО на состояние дел в экономике Белоруссии, российский премьер-министр Дмитрий Медведев мыслит более масштабно: «Как бы это самое ВТО не развалилось и в результате в международных торговых отношениях не возникло проблем, связанных с регулированием основных процессов в мировой торговле». «Если мы договариваемся о дальнейшей интеграции наших экономик, о соединении новых проектов, то мы должны думать также о том, каким образом это повлияет на общую ситуация в мире», — цитирует председателя правительства РФ агентство ТАСС. И здесь, на первый взгляд, можно найти зацепку для иронии, снова поговорить о тютчевском стихотворении «Умом Россию не понять» и вспомнить другие одиозные высказывания премьер-министра. Но! Нельзя не согласиться с тем, что перспективы развития ВТО предугадать, правда, практически невозможно. А спрогнозировать прибыль и издержки каждого члена в отдельности — задача и вовсе из области фантастики.

Ирина Ботвиньева