Инициатива антимонопольной службы, фактически, может приравнять концессию к госзаказу.

Денис Журенков

Денис Журенков  

Автор материала. в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

 

Концессии сегодня

Сегодня концессия - основная форма государственно-частного партнерства в России для крупных инфраструктурных проектов. Особенность таких проектов – долгосрочность реализации (до 50 лет) и потенциальная возможность обеспечить доходность вложений, как минимум, на уровне облигаций, а часто даже выше.

Концессия - основная форма государственно-частного партнерства в России для крупных инфраструктурных проектов

Концессии могут генерировать доход независимо от состояния фондового рынка и спада доходности традиционных финансовых инструментов. Это делает их привлекательным инструментом для институциональных инвесторов, стремящихся диверсифицировать портфель за счет вложений в инфраструктуру.

Концессии могут генерировать доход независимо от состояния фондового рынка

Первый этап развития концессионных соглашений в России пришелся на 1920-е годы и был связан с иностранным капиталом. Основные страны-инвесторы: Англия, США, Германия, Швеция, Япония, Франция. Договоры на промышленные концессии заключались на несколько десятков лет.

Известно, например, что в 1927 году было заключено концессионное соглашение со шведской Swedish General Electric сроком до 1962 года, а с японской Hokushinkai Oil Concession – даже до 1975 года.

В 1937 году все концессионные соглашения были ликвидированы.

Проекты реализуются в Москве, Санкт-Петербурге и, как минимум, 33 концессии в 17 регионах страны

Транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, спортивные объекты – сферы, где концессии сегодня наиболее распространены. Проекты реализуются в Москве, Санкт-Петербурге и, как минимум, 33 концессии в 17 регионах страны: Архангельской, Волгоградской, Воронежской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Пермском крае, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тульской, Удмуртии, Ульяновской, Челябинской областях, Чувашии и Республике Коми.

Один из самых известных и крупных проектов – строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр» стоимостью 120 млрд рублей и сроком 49 лет. Трасса магистрали будет проложена от развязки с Кольцевой автодорогой в южной части Санкт-Петербурга, следует в район Морского порта Санкт-Петербург, затем на Васильевский остров и далее – на север до автодороги Е-18 «Скандинавия».

Концессия позиционируется как стратегический инвестиционный проект, определяющий развитие Санкт-Петербург в качестве крупного транспортного узла мирового уровня.

Победитель получает все

Согласно федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ по концессионному соглашению частное лицо (концессионер) обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимость, которое ему передается концедентом (чаще всего государство) во временное пользование.

Смысл такого механизма – экономия бюджетных средств

Для государства смысл такого механизма – экономия бюджетных средств. Для этого крупному бизнесу предоставляется право вложить свой капитал, а затем возместить понесенные затраты и получить прибыль за счет эксплуатации объекта в течение специально оговоренного срока.

На рынке инфраструктурных инвестиций сложилась парадоксальная ситуация, когда концессионер получает гарантированные платежи из бюджета и практически не несет никаких рисков

Однако сегодня на рынке инфраструктурных инвестиций сложилась парадоксальная ситуация, когда концессионер получает гарантированные платежи из бюджета и практически не несет никаких рисков. Причем появляются инициативы узаконить соглашения, когда плата концессионеру составляет 100% средств из госбюджета.

Между закупкой и концессией

На прошедшем недавно расширенном заседание коллегии Минэкономразвития России по вопросам государственно-частного партнерства руководитель ФАС Игорь Артемьев заявил, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но при этом получает компенсации из бюджета, являются незаконными.

Игорь Артемьев, также отметил, что могут быть пересмотрены и другие концессии, включая концессию по системе «Платон».

Поводом для критики антимонопольной службы стала ситуация с открытым конкурсом на заключение концессионного соглашения о строительстве автомобильной дороги Стерлитамак – Магнитогорск, которая является одним из участков транспортного коридора Европа – Западный Китай.

Конкурс был проведен таким образом, что 100% расходов концессионера покрывались за счет бюджета республики Башкирии.

По словам руководителя ФАС России, возникает совершенно понятный вопрос – можно ли это назвать концессией или стоит назвать это госзакупкой? Если 100% в разных формах денежных средств закрываются в конечном итоге бюджетом, то можно при определенных условиях считать это госзакупками. «Самое главное, что мы должны в ближайшем будущем сделать, – подчеркнул Игорь Артемьев, – это провести очень ясную и четкую черту, чтобы никого не вводить в заблуждение, между государственными закупками и концессиями».

В концессии доля субъективных критериев ограничена 80-90%, а в госзаказе всего 20%

Руководитель ФАС также отметил, что госзаказ является более прозрачной процедурой, нежели концессия. В концессии доля субъективных критериев ограничена 80-90%, а в госзаказе всего 20%. Тем более закон «О концессионных соглашениях» позволяет выбрать заранее ту компанию, которая нужна и завысить стоимость.

Провести границу

Для выхода из сложившейся ситуации, ФАС России предлагает провести границу между госзакупками и концессиями, установив предквалификационные критерии к участникам концессионных конкурсов, где будут ограничены неценовые критерии, а также перейти на электронные площадки при реализации концессий.

ФАС России предлагает провести границу между госзакупками и концессиями, установив предквалификационные критерии к участникам концессионных конкурсов

Часто можно слышать, распространенные в академической среде рассуждения и теоретические построения, что определяющим фактором в концессиях является разделение рисков государства и концессионера, а не размер расходов сторон на реализацию проекта.

На практике риск распределить практически невозможно – вся величина ущерба всегда лежит на заказчике

Однако, необходимо понимать, что на практике риск распределить практически невозможно – вся величина ущерба всегда лежит на заказчике – в случае концессии на государстве и бюджетах всех уровней.

По данным ФАС России сегодня зафиксировано порядка 40 концессий на сумму 270 млрд рублей, в которых государство полностью возмещает затраты концессионера.

Денис Журенков