Главный итог
"Год, конечно, как и всякий год, был в чем-то светлым и в чем-то печальным", - свое общение с журналистами Медведев начал с подведения итогов. Главным же итогом уходящего года премьер назвал сохранение макроэкономической стабильности и выполнение всех обязательств государства, несмотря на внешние ограничители и внутренние проблемы. По его словам, несмотря на то, что макроэкономические показатели могли быть и лучше, спад ВВП в 2016 году может составить 0,5%, а в следующем году экономика уже перейдет к росту.
При этом премьер отметил положительные изменения в промышленности, сельском хозяйстве, фармацевтике — словом, повторил слова Владимира Путина, которые тот озвучил в недавнем послании Федеральному собранию.
При этом премьер затронул и тему пенсий — по его словам, средства на индексацию есть. «Никаких заморозок нет, все разморожено. Деньги на эти цели запланированы, деньги есть» — сказал Медведев, перефразировав собственное же изречение, ставшее крылатым, про отсутствие денег на повышение пенсий.
Далее премьер перешел к перечислению успехов: бюджет здравоохранения растет, развивается сеть перинатальных центров, и хотя рост цен неизбежен — замедлилась инфляция: в этом году она будет на уровне 5,5% (самый низкий результат за историю страны, отметил Медведев).
Россия — крупнейший поставщик вооружений
Россия остается крупнейшим поставщиком вооружений в мире. «Когда мы говорим о росте расходов государства на оборону, мы понимаем, что это не только ради Министерства обороны, это ради безопасности страны», - подчеркнул Медведев.
«Эти расходы в значительной части идут на формирование гособоронзаказа. Это работа сотен российских предприятий, это создание новой высокотехнологичной продукции», - отметил он.
Приватизация «Роснефти»: «Неважно, какого цвета кошка»
После этого премьер перешел к теме налогов. Он похвалил плоскую шкалу налогооблажений, сыгравшую значительную роль в «обелении» доходов, и пообещал в обозримом будущем исключить возврат к прогрессивной шкале НДФЛ. Далее разговор ушел к теме приватизации, в частности, госкомпаний, а еще точнее — знаменитой «Роснефти».
Премьер начал с того, что приватизация госпакета акций этой компании во многом решила бюджетные проблемы.
«Помните известное изречение: неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. Применительно к приватизации, в значительной мере, не важно, кто приобретает, лишь бы это приобреталось за нормальные деньги», — образно пояснил Медведев выбор покупателя.
Другие крупные госкомпании правительство будет продавать строго по закону, пообещал премьер-министр, отвечая на вопрос, будут ли другие активы приватизироваться по ускоренной схеме «Роснефти» и «Башнефти». При этом, по его словам, Совкомфлот и ВТБ стояли и продолжают стоять в плане по приватизации, в отличие от Сбербанка. После этого Медведев снова вернулся к теме «Роснефти», сообщив, что от приватизации ее и «Башнефти» бюджет получил больше, чем планировалось и это стало крупнейшей сделкой года в нефтяной отрасли.
ОПЕК и Путин
Затронув тему нефти, глава правительства отметил значительную роль президента Владимира Путина в договоренностях нефтяных держав по сокращению уровня добычи нефти. «Мы же не члены ОПЕК, но мы все-таки старались помогать этому процессу, договориться по нефтяным ценам», — пояснил Медведев (Владимир Путин сыграл решающую роль в достижении соглашения ОПЕК, выступив посредником между Ираном и Саудовской Аравией. В результате 30 ноября страны ОПЕК впервые за восемь лет пришли к соглашению о сокращении добычи нефти на 1,2 млн баррелей в сутки, до 32,5 млн).
ЖКХ
Медведев затронул еще одну болезненную тему — ЖКХ, назвав ситуацию в этой сфере «сложной». По его словам, эта сфера недофинансирована, не хватает 2-2,5 трлн. рублей, но зато правительство приняло решение, что рост тарифов в ЖКХ в 2017 году будет не выше инфляции, которая будет, в свою очередь, не выше 4%.
Дело Улюкаева — за гранью понимания
Дальше журналисты затронули тему коррупции, в том числе напомнив о громком деле экс-главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева. В ответ Медведев заявил, что дело Улюкаева — это печальное событие, находящееся за пределами понимания, отметив при этом, что утрата доверия президента к Улюкаеву не является приговором. Премьер добавил, что об уликах, свидетельствующих о вине Улюкаева, могут говорить только следственные структуры.
При этом он уточнил, что борьба с коррупцией будет продолжена, а СМИ не должны злоупотреблять при освещении громких коррупционных дел. «Тем не менее, коррупционные дела ни в коем случае не должны превращаться в шоу – ответственность за это должны нести и силовики, и власти, и пресса. Show must not go on», — сказал премьер (отослав в этот раз к словам Путина: «борьба с коррупцией - это не шоу»).
Храбрый Колобков
Затронули коррупцию — затронули и допинг. Глава правительства заверил, что работа по очищению отечественного спорта от допинга будет продолжена. И особо отметил: антидопинговая кампания Запада превратилась в антироссийскую. «Нам об этом намекали, говорили, на разных уровнях, что это будет использовано против вас с учетом общей политической ситуации, сложившейся вокруг России. Есть поводы нас в чем-то упрекать? Конечно, есть. Есть поводы упрекать другие страны? Тоже есть. Но кампания развернута только против наших спортсменов, против нашего государства», — сказал глава правительства, добавив, что министр спорта страны Павел Колобков проявил храбрость, возглавив ведомство в трудный для отечественных спортсменов момент.
Россия и США: друг без друга не обойтись
После этого беседа логично перекинулась на тему США. Медведев посетовал, что в ухудшении российско-американский отношений виновата Америка и, хотя сфере торговли и экономики Россия и США вполне могли бы прожить друг без друга, но в вопросах международной безопасности - друг без друга не обойтись. «Две страны, крупнейшие ядерные державы, постоянные члены Совета Безопасности — на нас лежит фундаментальная ответственность за поддержание мира на планете», — заявил Медведев.
Медведев не хотел бы работать министром культуры
Обсудив политику и спорт, перешли к культуре, не обойдя при этом вниманием скандал вокруг Ельцин-центра (который подверг критике Никита Михалков) и позиции Министерства культуры. На это Медведев ответил, что не хотел бы работать министром культуры. «Когда комментарий осуществляет чиновник в любой сфере, это, к сожалению, в какой-то момент может быть воспринято как оклик. А вот это допускать нельзя», — отметил премьер-министр и сказал, что даже если должностное лицо и не планировало заниматься цензурой или что-то пресекать, то сразу формируется тренд.
Завершил свое общение с журналистами Медведев традиционными пожеланиями счастья, здоровья и процветания в наступающем году, а также напомнил о главных и ярких событиях уходящего года: выборы в Госдуму, выступления на Олимпиаде в Рио, а также концерт под руководством Валерия Гергиева в Пальмире и очереди на выставки Серова и Айвазовского в Москве.
Мария Кузьмичева