Главный вопрос – ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении их доли до 25% валового внутреннего продукта. В первую очередь для направления их на модернизацию и технологическое обновление реального сектора экономики.

Только инвестиционная активность может обеспечить поставленную Владимиром Путиным задачу выхода российской экономики на темпы роста выше среднемировых и вхождения в пятёрку крупнейших экономик мира. Это значит, что рост ВВП должен составить 3-3,5% в год.

Инфраструктурный каркас

Работа будет структурирована по четырём блокам.

Первый блок – системные меры по улучшению инвестиционного климата и снижению издержек бизнеса. Цель – стабилизация деловой среды и повышение ее комфортности для частных инвесторов. В том числе: предсказуемость налоговой политики и тарифного регулирования.

Цель – стабилизация деловой среды и повышение ее комфортности для частных инвесторов

Второй блок – активное решение инфраструктурных проблем, которые по словам Дмитрия Медведева, «остаются одним из главных препятствий для инвестиций». Премьер-министр считает, здесь предстоит «создать высокотехнологичный «инфраструктурный каркас» для инвестиций, который поможет каждому региону найти собственные точки роста».

Создающийся сегодня Фонд развития – один из главных компонентов «инфраструктурного каркаса».

Создающийся сегодня Фонд развития – один из главных компонентов «инфраструктурного каркаса». Объём фонда до 0,5% ВВП, что в рублях составит порядка 450-460 млрд. Вторая составляющая – привлечение частных инвесторов, расширение возможностей для участия в проектах государственно- и муниципально-частного партнёрств.

Третий блок – развитие здоровой конкурентной среды, постепенное сокращение доли государства на конкурентных рынках. В том числе законодательное ограничение на создание новых госструктур.

Четвертый блок – финансовое обеспечение инвестиций, повышение доступности кредитов для малого и среднего бизнеса. Это должно повысить надежность и привлекательность инвестиций для бизнеса.

Инвестиций эффективных и разных

По расчетам Минэкономразвития по итогам 2017 года доля инвестиций в России составила 21%. Тогда как международный опыт свидетельствует, что для устойчивых темпов роста на уровне 3-3,5% доля инвестиций должна быть не менее 25-27%.

По итогам 2017 года доля инвестиций в России составила 21%. Тогда как международный опыт свидетельствует, что для устойчивых темпов роста на уровне 3-3,5% доля инвестиций должна быть не менее 25-27%.

При этом важно отметить, что инвестиции должны быть эффективными, результативными и простая накрутка валового объёма инвестиций даст только негативный эффект.

Причем рост доли инвестиций в структуре ВВП на 4 процентных пункта – это существенное изменение структуры расходов в экономике от текущих к инвестиционным.

В этих условиях, главной проблемой становится ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении их доли до 25% валового внутреннего продукта. В первую очередь для направления их на модернизацию и технологическое обновление реального сектора экономики.

Главной проблемой становится ускорение темпов роста инвестиций в основной капитал и повышении их доли до 25% валового внутреннего продукта.

В этих условиях необходимо создать благоприятную среду для инвестиций и обеспечить рост необходимой инфраструктуры. Нужно также повысить эффективность работы финансовой системы, увеличить инвестиции в корпоративный сектор, сделать отраслевое регулирование более инвестиционно ориентированным.

Ревизия задач министерств и институтов развития

Для решения этих задач Минэкономразвития России подготовлен проект Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 % их доли в ВВП. План будет реализовываться совместно с национальными проектами, касающихся экспорта, малого и среднего бизнеса, производительности труда.

Минэкономразвития России подготовлен проект Плана действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25 % их доли в ВВП

Системный раздел плана ориентирован на создание благоприятного инвестиционного климата и минимизацию издержек ведения бизнеса. Будет запущен новый механизм «трансформации делового климата». Он заменит «дорожные карты» национальной предпринимательской инициативы. Минэкономразвитиясоздано 15 рабочих групп и совместно с АСИ и деловыми объединениями подготовлено порядка 600 предложений.

Создание предсказуемых условий ведения бизнеса будет сосредоточено на стабилизации налоговых условий и тарифов. А также завершении реформы контроля и надзора. Главная задача реформы – обеспечить максимально эффективный контроль и надзор, основанный на применении риск-ориентированного подхода.

Создание предсказуемых условий ведения бизнеса будет сосредоточено на стабилизации налоговых условий и тарифов.

Отдельный раздел плана – развитие конкуренции и повышение эффективности госсектора. В том числе: снижение доли государства за счёт выхода Банка России из капитала санируемых банков, отказа от использования унитарных предприятий, продолжение постепенной продажи государственных пакетов акций крупных предприятий и ускоренная малая приватизация.

Правительством для отраслевых министерств в срок до 1 октября будут установлены ключевые показатели эффективности по привлечению инвестиций.

Для повышения эффективности инвестиций Минэкономразвития запланирован пересмотр долгосрочных программ развития и фиксация единых принципов дивидендной политики. В ближайшее время будет проведена системная ревизия институтов развития и корректировка их стратегий в направлении привлечения новых инвестиций.

Денис Журенков