Сергей Колесников

Сергей Колесников, Председатель комитета «Деловой России» по антимонопольному регулированию .

Премьер-министр России Дмитрий Медведев недавно заявил, что картелизация российской экономики – одно из основных препятствий развитию конкуренции в стране. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила проект изменений в законодательство, направленный на борьбу с картелями, в том числе в части ужесточения уголовной ответственности за них. Хотя и до этого картели были для ведомства врагом номер один: в 2017 году ФАС возбудила 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из них 360 – о картелях, в том числе 310 – о сговорах на торгах.

 

В целом я разделяю озабоченность ведомства эффективностью борьбы с картелями и тоже считаю, что незаконную экономическую деятельность надо предотвращать. Но делать это надо узконаправленно, не увеличивая риски для всех законопослушных предпринимателей и не создавая эффекта «массовых уголовных дел». В текущем же виде законопроект ФАС усиливает давление на весь бизнес и ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности. Антимонопольная служба хочет палить из пушки по воробьям: действительно злостные нарушители, может, и будут результате наказаны, но пострадает несравнимо больше невиновных.

 Наибольшее наше опасение вызывает предлагаемый отказ от необходимости доказывать по уголовному делу вред от деятельности картеля для конкуренции. Это значит, что уголовному преследованию может быть подвергнута обычная договорная практика. ФАС даже не скрывает, что цель поправок – увеличение количества уголовных дел по картелям.

 Более того, есть риск, что главными фигурантами картельных дел станут малые и средние предприниматели, ведь преследовать и наказывать их гораздо проще и безопаснее, чем крупный бизнес. К слову, в 2014 году около 60% всех антимонопольных дел ФАС возбудила против МСП, к 2016 году эта доля выросла до 87% по картелям в целом и до 95% – по сговорам на торгах. Нет оснований надеяться, что в этот раз будет иначе. При этом в развитых странах картель малого бизнеса – это нонсенс! Годовой оборот самого маленького фигуранта антимонопольного дела в США – 800 млн долл.

 Борьба с картелями, как её видит ФАС, – это фактически борьба с любой кооперацией. Хотя каждый школьник знает, что кооперация способствует экономическому росту и росту конкурентоспособности. В ряде регионов она – единственный способ не уйти с рынка. Запрещая кооперацию, мы рискуем снизить экономическую активность до критических показателей.

 Санкции за картель и сейчас весьма жёсткие – оборотный штраф до 15% от годового оборота. Конфискация имущества предпринимателя, которая предусматривается нынешними поправками в качестве наказания, не просто лишит его бизнеса, но может вообще оставить без средств к существованию. А за каждым предприятием стоят люди и их семьи, рабочие места, налоги, поэтому социально-экономические последствия такого закона могут стать неподъёмным бременем для экономики.

 Перевод ч. 1 ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции») в преступления средней тяжести со сроком лишения свободы до 4 лет и исключение возможности освобождения от уголовной ответственности лиц, впервые его совершивших, – это ещё один удар по предпринимательской инициативе. Бизнес играет в экономике очень важную роль, и, как нам казалось, действующее законодательство идёт на ряд уступок в отношении привлечения предпринимателей за экономические преступления небольшой тяжести, при условии возмещения ущерба. Однако поправки увеличивают сроки давности для привлечения к ответственности за картельные соглашения с признаками уголовного преступления до 10 лет! Каждый субъект ответственности имеет право знать, в течение какого срока он может подвергаться преследованию со стороны государства, но никто не должен пребывать под страхом наказания неопределённо долгое время.

 Проект поправок также предлагает сотрудникам правоохранительных органов передавать в ФАС материалы, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, включая прослушивание телефонных переговоров, контроль за перепиской и почтовыми отправлениями. Да, когда «прослушкой» занимаются сами правоохранительные органы, это, хотя и ограничивает права и свободы человека, считается допустимым в силу общественной опасности преступлений. Но передача оперативных материалов для антимонопольных разбирательств в ФАС представляется совершенно неоправданной, она существенно ухудшит положение лиц, в отношении которых эти разбирательства будут проводиться.

 У предпринимателей есть конкретные предложения по борьбе с картелями, и в совместном обращении РСПП, «Деловой России» и ТПП о них был проинформирован премьер-министр Дмитрий Медведев. Мы надеемся, что сможем конструктивно проработать наши идеи совместно с ФАС и снять принципиальные разногласия.

Сергей Колесников