«Мы решили купить эскадрилью истребителей Су-35 из России, чтобы заменить ими истребители F-5 Tiger», - сообщил Рьякуду по итогам внезапной проверки армейского вооружения в трех подразделениях ВС Индонезии, пишет Defense Aerospace. По его словам, Индонезия хотела бы приобрести одну эскадрилью Су-35, однако все будет зависеть от финансовых возможностей.

Руководитель Управления планирования Министерства обороны Индонезии маршал М. Сяуги (M. Syaugi) добавил, что в соответствии со стандартными процедурами приобретения вооружений, индонезийский ОПК получит от России некоторые технологии (transfer of technology - ToT). По мнению Аналитиков Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), вероятнее всего, большую их часть составит техническое обслуживание и ремонт. Тем не менее, учитывая достаточно быстро развивающуюся авиационную отрасль этой страны, индонезийский ОПК сможет взять на себя достаточно большою долю в производстве Су-35.

Выбор Су-35 в качестве замены F-5 Tiger для индонезийцев можно считать не случайным. На вооружении страны стоят 16 истребителей Су-27СК/СКМ и Су-30МК/МК2. В планах к 2024 году сформировать восемь эскадрилий истребителей марки «Су» по 16 самолетов в каждой. И как верно отметил Рьямизард Рьякуду: «пилоты индонезийских ВВС не только уже привыкли летать на истребителях марки «Су». Но есть доводы и куда более существенные. Хотя бы то, что Су-35 единственный в мире серийно производимый истребитель, стоящий на грани двух технологических поколений авиационной техники.

Кроме нашей машины индонезийцы рассматривали возможность покупки:  шведские JAS 39 Gripen, американские F-16 Fighting Falcon Block 60, F-15 Silent Eagle и F/A-18 Super Hornet, а также французские Rafale. Но если последние относят к поколению «4+», то только Су-35 можно назвать машиной поколения «5-». Это означает, что этот истребитель максимально соответствует требованиям к боевым самолетам нового поколения. Таким, как американский F-22 Raptor и F-35, нашему Т-50. За глаза Су-35 до последнего времени так и называли на Западе - российским истребителем 5-го поколения, главным конкурентом американского Raptor. В КБ «Сухой» Су-35 относят к поколению «4++». Вроде уже и не «четвертое», но еще и не «пятое». Тем не менее, именно Су-35 сегодня, как ни один из своих конкурентов близок к тому чтобы называться самолетом будущего.

Фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачева» - когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент, остановившись, зависает в воздухе буквально на хвосте, а затем начинает носом вниз, как падающий лист, разворачиваться на месте вокруг своей оси, - не делает ни один другой боевой истребитель.

Неспециалист вряд ли отличит на глаз Су-35 от Су-27 или не менее маститого Су-30МК. Но разница есть. Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 самая совершенная из всех предшественников. Он отличается более стремительными формами, чем у 27-го, и отсутствием носовых горизонтальных рулей, как у 30-го. Горизонтальные рули на созданном по заказу Индии Су-30МКИ отвечали за повышение сверхманевренности истребителя. Благодаря им и двигателю с поворотным соплом Су-30 стал самым лучшим истребителем мира.

Фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачева» - когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент, остановившись, зависает в воздухе буквально на хвосте, а затем начинает носом вниз, как падающий лист, разворачиваться на месте вокруг своей оси, - не делает ни один другой боевой истребитель. «Сухой» умеет еще, разогнавшись, резко затормозить, встав на хвост всей плоскостью фюзеляжа, и в таком положении продолжить полет на минимальной скорости, при которой любая другая машина просто упала бы. Этими тактическими возможностями в полной мере пользуются индийские пилоты во время совместных учений с ВВС США и других стран. В ходе одних из них индийцы разнесли американцев на F-15C/D Eagle. Совсем недавно разгромили в ходе совместных учений с ВВС Великобритании Indradanush («Радуга») британские Eurofighter Typhoon.

За сверхманевреность Су-35 отвечает двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.

От 5-го поколения на Су-35 - кабина пилотов. В отличие от Су-27 в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них - два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Гидродинамические приводы управления силовой установки заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие.

При этом часть сложных пилотажных режимов: полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности машина берет на себя. Так же, как будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор. Кроме этого, на истребителе стоит перспективный, созданный специально под Т-50, радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР). Благодаря радару Су-35 видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести до 30 целей, одновременно наводя вооружение на 10 из них.

В состав вооружения Су-35 входит целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух».

На Су-35С - 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два концевых крыльевых узла для размещения контейнеров РЭБ. В состав вооружения Су-35 входит целый набор ракет средней дальности «воздух-воздух»: Р-27ЭР1 (8 шт.), Р-27ЭТ1 и Р-27ЭП1 (по 4 шт.), РВВ-АЕ (до 12 шт., включая спаренную подвеску четырех ракет под фюзеляжем) и ракет ближнего боя Р-73Э (6 шт.), входят 5 новых ракет большой дальности. Номенклатура управляемого вооружения класса «воздух-поверхность» включает 6 тактических ракет Х-29ТЕ или Х-29Л, шесть противокорабельных и противорадиолокацнонных ракет Х-31А и Х-31П, пять новых противокорабельных ракет большой дальности Х-59МК, а также новинки: 5 противорадиолокационных ракет увеличенной дальности типа Х-58УШЭ, три ракеты большой дальности системы «Калибр-А» и одна тяжелая противокорабельная ракета большой дальности типа «Оникс» - аналог российско-индийской ракеты «БраМос».  

Истребитель поднимает до восьми корректируемых авиабомб КАБ-500Кр с телевизионным самонаведением, новейших КАБ-500С-Э со спутниковой системой наведения, а также до трех бомб калибра 1500 кг - КАБ-1500Кр или КАБ-1500Л Г с телевизионным или лазерным наведением. По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нем смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб калибра 500 и 250 кг и ракет калибра 80, 122 и 266/420 мм, в т.ч. с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки Су-35 составляет 8000 кг.

Ни F-22, ни Т-50 не станут экспортным товаром. Цена одного Raptor - $144 млн., российский Т-50 так же недешев. А вот Су-35 стоить, как и предшественники поколения «4+»: $ 30-38 млн. То есть может считаться эдакой альтернативой «5» поколению истребителей. И это не просто красивый маркетинговый ход. Су-35 превосходит европейские истребители поколения «4+» типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18, способен успешно противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A. Собственно именно этот набор качеств и подтолкнул индонезийских военных выбору самого лучшего из имеющихся в мире истребителей. 

Дмитрий Литовкин