УТРЕННЕЕ СООБЩЕНИЕ 20 МАРТА

В течение ночи на 20 марта на фронте каких-либо существенных изменений не произошло.

*  *  *

Гвардейская часть под командованием тов. Чернышёва (Западный фронт) за последние дни боёв захватила 3 немецких орудия, 49 миномётов, 2 противотанковых ружья, 14 пулемётов, 20 автоматов, 249 винтовок, 27 грузовых и 6 легковых машин, 22 мотоцикла, 3 вездехода, 70.000 патронов и 2 склада интендантского имущества. Противник потерял убитыми несколько сот солдат и офицеров.

*  *  *

Наши части, действующие на одном из участков Южного фронта, в боях за два населённых пункта уничтожили около 200 немецко-фашистских захватчиков, подбили 2 вражеских танка и захватили 2 исправных танка, 5 орудий, автоматы и пулемёты. На другом участке наше подразделение прорвалось на хутор, занятый немцами. В завязавшейся схватке наши бойцы окружили и уничтожили 124 вражеских солдата.

*  *  *

Лётчики-истребители Пронюшкин и Серёгин вели воздушную разведку над территорией, занятой противником. Неожиданно в воздухе показались 6 немецких самолётов «Мессершмитт-109». Советские лётчики немедленно атаковали вражеские самолёты. Через несколько минут 2 немецких самолёта, объятые пламенем, упали на землю. Затем наши лётчики сбили ещё один вражеский самолёт. Остальные самолёты противника поспешили скрыться.

*  *  *

Партизаны из отрядов т.т. В. и О., действующих в одном из районов Ленинградской области, оккупированных гитлеровцами, заметили низко летящий немецкий бомбардировщик. Бойцы открыли по нему групповой огонь. После нескольких залпов самолёт был подбит и совершил вынужденную посадку. Во время перестрелки с экипажем самолёта партизаны уничтожили оказавших сопротивление 5 лётчиков. Шестой немецкий лётчик успел скрыться в лесу. Об этом было оповещено всё население сёл и деревень. Когда закоченевший немецкий лётчик зашёл в одну из деревень, он был сразу же схвачен колхозниками и доставлен в штаб партизанского отряда.

*  *  *

Пленный ефрейтор 2 роты 558 полка 331 немецкой пехотной дивизии Карл Рихтер рассказал: «331 дивизия формировалась в Кенигсбрюкке. Недавно наш батальон отправили на фронт. Когда мы прибыли к месту назначения, во 2 роте насчитывалось около 50 обмороженных солдат. В первом же ночном бою наша рота разбежалась. Я объясняю это тем, что люди были плохо обучены. Дисциплина тоже была неважная, хотя командир роты постоянно угрожал нам расстрелом».

*  *  *

Немецкий солдат Иозеф Альброс писал 22 февраля на родину: «Наш полк при поддержке артиллерии несколько раз пытался атаковать неприятельские позиции, но русские при помощи танков вывели из строя наши пушки. За два дня один из наших батальонов потерял 170 солдат. Не достигнув успеха и потеряв много своих товарищей, мы вынуждены были отступить».

*  *  *

Колхозники ныне освобождённого от немецких захватчиков села Кривые Луки, Сталинской области, составили акт о зверских преступлениях гитлеровских бандитов. В акте говорится, что за время своего пребывания в селе немцы сожгли 47 общественных зданий и домов колхозников, забрали весь скот, продукты, тёплые вещи и постельное бельё. Гитлеровцы зверски замучили колхозника Лаценко Артёма Тимофеевича — 70 лет, Захаренко Ульяну Кузьминичну — 17 лет, Цыбульника Фёдора — 14 лет и Марченко Татьяну — 16 лет. При отступлении из села немцы сожгли десять стариков и женщин с малыми детьми. Акт подписали колхозники: Д. Ткаченко, Н. Шемегонова, А. Приименко, А. Сопрунов, М. Сопрунов, Л. Корсун, И. Ивченко и другие. Всего 18 подписей.

*  *  *

Югославские патриоты совершили в последнее время несколько нападений на итальянские отряды, посланные для борьбы с партизанами. В течение десяти дней марта югославские партизаны уничтожили около городов Вальево, Шабац и Осечина до 400 итальянских солдат и офицеров. В руки партизан попали обозы с оружием и боеприпасами, 13 итальянских солдат с оружием в руках перешли на сторону партизан.

*  *  *

На судоремонтном заводе имени Урицкого кузнец тов. Зельбухаров, выполняя оборонный заказ, дал за смену 4.600 процентов нормы. На этом же заводе котельщик тов. Богаев предложил производить вальцовку одной детали новым способом, что в восемь раз увеличило производительность труда при обработке этой детали.

ВЕЧЕРНЕЕ СООБЩЕНИЕ 20 МАРТА

В течение 20 марта на некоторых участках фронта наши войска вели наступательные бои против немецко-фашистских войск и нанесли им большой урон.

На 19 марта уничтожено 37 самолётов противника. Наши потери — 14 самолётов.

За 20 марта под Москвой уничтожено 6 немецких самолетов.

*  *  *

В течение 19 марта частями нашей авиации уничтожено и повреждено 8 немецких танков, 53 орудия, 12 зенитно-пулемётных точек, 68 миномётов, 170 автомашин с войсками и грузами, 20 повозок с боеприпасами, 5 автоцистерн с горючим, взорван склад с боеприпасами, разрушено 16 железнодорожных вагонов, рассеяно и частью уничтожено до 2 батальонов пехоты противника.

*  *  *

Одна наша часть, действующая на Калининском фронте, выбила противника из трёх населённых пунктов. В бою уничтожено свыше 200 вражеских солдат и офицеров. Захвачены трофеи: 2 орудия, 11 пулеметов, 12 автоматов, 10.000 патронов, винтовки, мины, ручные гранаты, и другое вооружение. На другом участке часть, где командиром тов. Кроник, в бою у деревни С. уничтожила 520 гитлеровцев. Захвачены трофеи и пленные.

*  *  *

На одном из участков Юго-Западного фронта 6 наших истребителей встретили 25 вражеских самолётов. Советские лётчики бесстрашно бросились на врага. Воздушный бой длился 18 минут. Лётчик майор тов. Букалов сбил два немецких самолёта, лейтенант тов. Рыков — один самолёт. Все наши шесть истребителей благополучно возвратились на свой аэродром.

*  *  *

На одном из участков Юго-Западного фронта наша разведка обнаружила в лесу группу немецких солдат 3 батальона 513 немецкого полка в количестве 45 человек. Все они, не оказав сопротивления, сдались в плен, передав разведчикам пропуска-листовки «Приказ товарища Сталина № 55», винтовки и боеприпасы. Пленные рассказали, что во время боя они сознательно отделились от своей части, чтобы сдаться в плен.

*  *  *

В бою за деревню Е. наводчик тов. Виноградов метким огнём из своего орудия уничтожил немецкий крупнокалиберный миномёт, 2 противотанковых орудия, разгромил наблюдательный пункт противника и взорвал склад с боеприпасами.

*  *  *

Сержант сапёрной роты Ф. В. Кулишев за пять дней обнаружил и обезвредил 500 неприятельских мин.

*  *  *

Успешно действует в тылу противника, на оккупированной территории Ленинградской области, партизанский отряд под командованием тов. И. За время боевой деятельности партизаны истребили 627 немецких солдат, 22 офицера, в том числе одного полковника. Кроме того, отряд партизан взорвал 3 склада с боеприпасами, уничтожил 70 автомашин с разными грузами и ружейно-пулемётным огнём сбил один немецкий самолёт.

*  *  *

На одном из участков Южного фронта на нашу сторону перешёл немецкий унтер-офицер Эрхард Беемэ. Перебежчик рассказал: «Наш батальон укомплектован солдатами, переброшенными на советско-германский фронт из Франции. Меня зачислили в 8 роту. В ней я застал всего 50 человек. С 27 февраля по 7 марта в нашей роте убито и ранено 25 человек. 7 марта я нашёл и прочитал советскую листовку, в которой было напечатано обращение первой конференции немецких военнопленных в СССР. Подумав, я решил сдаться в плен, что и сделал при первой возможности».

*  *  *

Почти во всех письмах и дневниках убитых немецких солдат и офицеров имеется запись о грабежах и зверствах, чинимых гитлеровцами в советских городах и сёлах, временно ими оккупированных. Так, солдат 190 полка 62 немецкой пехотной дивизии Роберт Вагнер писал своей жене: «Вчера мы нашли картошку. Теперь можно что-нибудь кушать... Хорошо было бы достать чего-нибудь к картошке. Но в селе уже не найдёшь и хвоста от коровы, не говоря уже о свинье. Наши солдаты уже поели всё без остатка».

Отступая из деревень Знаменка и Черкасская, Сталинской области, гитлеровцы сожгли 675 домов из 750. Немецко-фашистские изверги расстреляли 30 стариков и инвалидов. Многих жителей немцы загнали в вагоны и пытались их взорвать, но не успели. Убегая, они открыли по вагонам огонь из пулемётов. Убито и ранено большое количество колхозников.

*  *  *

На Энском заводе в Баку стахановцы Волошко, Исмаилов и Донецко добились значительного успеха в сборке и выпуске вооружения. В течение 15 дней они дали столько вооружения, сколько выпускалось раньше за 45 дней. Бригада этих стахановцев перевыполнила план первого квартала.