- Юрий Яковлевич, 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией, и есть повод еще раз поговорить на эту тему, а точнее о противодействии коррупционным проявлениям в нашей стране.

 

- Действительно, 9 декабря провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем борьбы с коррупцией. Именно в этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции.

Этот день обязывает государства - члены ООН информировать общественность о принимаемых мерах по противодействию коррупции.

 

- Коррупция является одной из главных проблем современности. Известно ли вам, как к этой проблеме относятся наши люди?

 

- На сегодняшний день граждан в большей степени волнует экономическая и политическая стабильность в России, рост цен, социальные гарантии, своевременная выплата пенсий и зарплат, вопросы безопасности. Об этом свидетельствуют результаты социологических исследований. Но это не значит, что люди стали терпимее к коррупции. Все мы понимаем, что коррупция подрывает принцип верховенства закона, нарушает общественный порядок, ослабляет экономическое развитие и разрушает доверие общества к власти, в целом, и государственным органам, в частности.

Масштабы этого негативного явления таковы, что, если смотреть глубже - коррупция способствует росту организованной преступности, терроризму и другим угрозам безопасности человечества. Именно по этой причине борьба с коррупцией ведется в нашей стране последовательно и системно - от совершенствования законодательства, деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов, органов власти всех уровней - до воспитания в гражданах нетерпимости к любым проявлениям этого социального зла.

 

- На что в первую очередь ориентированы прокуроры в своей работе по борьбе с коррупцией?

 

- Деятельность органов прокуратуры России по противодействию коррупции носит всеобъемлющий характер. Она направлена, прежде всего, на укрепление законности, защиту прав граждан и организаций, охраняемых законом интересов общества и государства.

Основные усилия сосредоточены, в частности, на своевременном выявлении и предупреждении коррупционных правонарушений средствами прокурорского надзора, установлении и устранении их причин и условий, привлечении к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении деяний коррупционной направленности, возмещении причиненного вреда.

Органы прокуратуры наделены исключительными полномочиями по надзору за исполнением законов при реализации государственной политики в сфере противодействия коррупции.

 

- Каковы результаты работы прокуроров по борьбе с коррупцией в этом году? Как обстоят дела с законностью в данной сфере?

 

- Мы последовательно наращиваем усилия в области противодействия коррупции по всем направлениям. По итогам проведенных проверок прокурорами только в текущем году выявлено свыше 280 тыс. нарушений антикоррупционного законодательства. В целях их устранения прокурорами внесено свыше 58 тыс. представлений, на незаконные правовые акты принесено более 42 тыс. протестов, в суды направлено свыше 9 тыс. заявлений.

По требованию прокуроров более 55 тыс. должностных лиц наказаны в дисциплинарном порядке, свыше 7,5 тыс. лиц привлечены к административной ответственности. По материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждено более 3 тыс. уголовных дел.

Среди выявленных нарушений: представление чиновниками недостоверных сведений о доходах и имуществе, нарушение ими установленных обязанностей, запретов и ограничений, несоблюдение требований закона о контроле за расходами чиновников.

Прокурорами выявляется множество фактов коррупционных нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок, распоряжении бюджетными средствами и государственным имуществом, предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Мы успешно реализуем предоставленные в 2012 году новые для прокуроров полномочия по контролю за расходами чиновников и обращению в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. За совершение коррупционных правонарушений должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности. Все чаще по представлению прокуроров за коррупционные правонарушения чиновники увольняются со службы в связи с утратой доверия.

Традиционным направлением деятельности остается проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов в целях выявления и исключения содержащихся в них коррупциогенных факторов.

На особом контроле прокуроров - надзор за соблюдением уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовных дел о коррупционных преступлениях, обеспечение поддержания государственного обвинения в суде по уголовным делам указанной категории.

Выступая важным звеном в организации противодействия коррупции, органы прокуратуры координируют деятельность правоохранительных органов по борьбе с коррупцией. При этом большое значение придается совместным целевым профилактическим мероприятиям, проверкам. Только за последние полтора года проведено почти 4 тыс. совместных целевых мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Отдельное внимание уделяется проблемам возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями, исполнения судебных решений по уголовным делам, борьбы с "откатами", международного сотрудничества, в том числе в части возврата активов, выведенных за рубеж. Эта работа осуществляется нами в тесном взаимодействии с коллегами из МВД России, ФСБ России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, ФАС России и других государственных органов.

Результатом такой деятельности стало достижение многих качественных показателей работы по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений коррупционной направленности. Все чаще стали привлекаться к уголовной ответственности высокопоставленные чиновники, дела о таких преступлениях обретают большой общественный резонанс.

 

- Президент Владимир Путин недавно потребовал более жестких действий по изъятию в пользу государства имущества чиновников-коррупционеров. Есть ли в этом году такие реальные примеры?

 

- Федеральным законом "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" с 2013 года в России введен контроль за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций государственного сектора. С момента предоставления прокурорам полномочий и по состоянию на сегодняшний день прокурорами выявлено свыше 11 тыс. нарушений законодательства в данной сфере. Нами инициировано более 500 процедур контроля, в суды направлено более 30 исковых заявлений об обращении в доход государства движимого и недвижимого имущества, в отношении которого чиновники не смогли представить сведения, подтверждающие его приобретение на законные доходы. Общая стоимость такого имущества превысила 200 млн. руб.

 

- Юрий Яковлевич, решение суда еще не означает, что в собственность государства реально поступит так называемое незаконное коррупционное имущество.

 

- Вы правы, нечистые на руку чиновники иногда проявляют чудеса изобретальности, чтобы избежать установленной законом ответственности. Несмотря на это, судами уже удовлетворено 11 исков прокуроров на сумму, превышающую 75 млн. руб.

К примеру, в Краснодарском крае прокурорами выявлен факт приобретения судебным приставом-исполнителем земельного участка и жилого дома. Стоимость недвижимости составила 6,5 млн. руб. При этом госслужащий не смог подтвердить приобретение этого имущества на законные доходы, поскольку они были гораздо меньше. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что ответчики снесли построенный ими жилой дом. В этой связи прокурор частично изменил исковые требования и попросил обратить в доход государства денежный эквивалент стоимости уничтоженного жилого дома. Суд поддержал позицию прокурора. В итоге в доход государства обращен земельный участок и цена располагавшегося на нем снесенного жилого дома в размере 3,2 млн. руб. Несмотря на все ухищрения, решение суда исполнено в полном объеме - денежные средства перечислены в доход государства, на земельный участок мы добились регистрации права Российской Федерации.

Другой пример. В Орловской области судом удовлетворены исковые требования прокурора об обращении в доход Российской Федерации имущества депутата, приобретенного им на неподтвержденные доходы. Депутат при официальном доходе 5,4 млн. руб. купил помещения хозяйственного назначения в городе Орле стоимостью 28 млн. руб. Как Вы понимаете, это существенно превышало его доходы за три предшествующих года. Решение суда вступило в законную силу и исполнено. Теперь государство является собственником этого имущества.

И сейчас и впредь прокуроры будут занимать принципиальную позицию по отношению к недобросовестным чиновникам, никакие уловки и попытки уйти от ответственности не пройдут без законных последствий.

 

- Сегодня ответственность за совершение коррупционных правонарушений несут не только физические, но и юридические лица. Поделитесь наработанной практикой в этой сфере.

 

- Конечно, эффективным инструментом противодействия коррупции, реализуемым прокурорами, является привлечение должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Административным законодательством предусмотрена ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность за передачу взятки или за обещание, предложение вознаграждения от имени или в интересах юридического лица.

Например, генеральный директор строительной организации ООО "Авента-2000" передал заместителю начальника управления судебного департамента по городу Москве взятку за оказание им покровительства при исполнении этой компанией государственных контрактов на выполнение работ по ремонту и технической эксплуатации зданий и территорий судов. Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении ООО "Авента-2000" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 КоАП РФ. По результатам его рассмотрения постановлением мирового судьи на ООО "Авента-2000" наложен административный штраф в размере 1 млн. руб. Судебное решение вступило в законную силу. При этом сам взяткодатель, как физическое лицо, привлечен к уголовной ответственности.

Только за первые три квартала этого года прокурорами возбуждено 380 дел об административных правонарушениях по статье 19.28 КоАП РФ. По результатам их рассмотрения 320 юридических лиц привлечены к административной ответственности, им назначены штрафы на общую сумму свыше полумиллиарда рублей.

За последние три года прокуроры привлекли к ответственности более 900 юридических лиц. Общая сумма назначенных штрафов превысила 1,5 млрд. руб.

Другой вид ответственности наступает за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего, а также бывшего чиновника.

Закон ограничил трудоустройство бывших чиновников, предусмотрев специальный порядок их приема на работу. Ответственность за его несоблюдение установлена статей 19.29 КоАП РФ.

В текущем году по этой статье прокурорами возбуждено 3,5 тыс. дел об административных правонарушениях. В результате более 3 тыс. лиц привлечены к административной ответственности и оштрафованы на 140 млн. руб.

Например, в этом году Генеральной прокуратурой Российской Федерации проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства при трудоустройстве бывшего чиновника Росавиации. Оказалось, что в марте 2016 года российской авиакомпанией ООО "АЙ ФЛАЙ" на работу принят бывший начальник одного из отделов Управления летной эксплуатации Росавивации. При этом обществом не был соблюден предусмотренный Федеральным законом "О противодействии коррупции" срок информирования Федерального агентства воздушного транспорта о заключении трудового договора с бывшим гражданским служащим.

По итогам проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации в отношении ООО "АЙ ФЛАЙ" возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.29 КоАП РФ и постановлением мирового судьи на это общество наложен административный штраф в размере 100 тыс. руб.

 

- Скажите, пожалуйста, работников каких органов в этом году больше всего уволено в связи с утратой доверия?

 

- Действительно, увольнение в связи с утратой доверия как мера ответственности за совершение коррупционного правонарушения всегда является актуальным. В этом году по результатам прокурорских проверок уволено в связи с утратой доверия 240 лиц.

При этом более 70 % из них - это работники представительных и исполнительных органов местного самоуправления, 12 % - работники федеральных министерств и ведомств и их территориальных подразделений, около 6 % - работники государственных и муниципальных учреждений и около 5 % - работники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Например, в этом году по представлению Генеральной прокуратуры Российской Федерации уволена руководитель Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия в связи с нарушением законодательства о противодействии коррупции. В конце прошлого года ею было рассмотрено несколько дел об административных правонарушениях в области связи и информации, совершенных ее супругом, который являлся руководителем направления республиканского филиала одного из крупнейших сотовых операторов России. В нарушение закона мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов она не приняла и, имея личную заинтересованность в разрешении данных дел, самоотвод не заявила. В итоге по каждому из дел назначила нарушителю минимальные наказания в виде предупреждений. По требованию Генеральной прокуратуры приказом министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации чиновница была уволена с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.

Совсем недавно по результатам рассмотрения представления, внесенного Генеральной прокуратурой министру энергетики, с формулировкой "в связи с утратой доверия" уволены начальник отдела и заместитель начальника отдела министерства за предоставление заведомо недостоверных сведений о полученных доходах.

Подобных примеров можно привести очень много.

 

- Как вы охарактеризуете результаты работы по проведению антикоррупционной экспертизы?

 

- Эта работа прокурорами ведется на постоянной основе. Проводятся проверки нормативных правовых актов и их проектов как на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, так и на предмет соответствия федеральному законодательству. Результаты свидетельствуют о высокой эффективности принимаемых прокурорами мер на этом направлении. В этом году изучено свыше 700 тыс. нормативных правовых актов, из которых 41 тыс. содержали коррупциогенные факторы, то есть такие правила, которые создавали условия для совершения коррупционных правонарушений. Эти цифры значительно превышают результаты прошлого года.

По фактам указанных нарушений в текущем году прокурорами внесено 3 тыс. требований, принесено почти 37 тыс. протестов, направлено 187 исковых заявлений в суды, внесено более 1 тыс. представлений, направлено 540 информаций. После вмешательства прокуратуры коррупциогенные факторы исключены из 36 тыс. нормативных правовых актов.

Наибольшее количество коррупциогенных факторов выявляется в нормативных правовых актах, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также регламентирующих сферы государственной и муниципальной службы, вопросы земельного и бюджетного законодательства.

90 % указанных нормативных правовых актов были приняты органами местного самоуправления, около 9 % - представительными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации, остальные - органами государственного и муниципального контроля, федеральными министерствами и ведомствами.

Зачастую наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах муниципального уровня связано с несвоевременным внесением изменений, что влечет коллизию правовых норм. Основные усилия прокуроров сосредоточены на исключении коррупциогенных факторов из нормативных правовых актов, регулирующих наиболее значимые права граждан, интересы общества и государства.

Например, постановлением правительства Республики Бурятия устанавливались завышенные и обременительные требования к детям-сиротам, обязывающие их представлять в органы опеки и попечительства документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении и характеризующие трудную жизненную ситуацию. По инициативе прокуратуры данный коррупциогенный фактор исключен. При этом, как и прежде, свыше 90 % нормативных правовых актов, в которых были выявлены коррупциогенные факторы, одновременно противоречили действующему законодательству.

Например, недавно Генпрокуратурой опротестован приказ Ростехнадзора, которым утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов. Отдельные положения приказа противоречат федеральным законам "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и содержат коррупциогенные факторы, которые позволяют должностным лицам Ростехнадзора по своему усмотрению принимать решение об отказе в предоставлении государственной услуги либо о ее приостановлении. Протест находится на рассмотрении.

 

- Сколько лиц в этом году осуждено за совершение коррупционных преступлений? Коррупционеров в погонах стало меньше или больше?

 

- Трудно давать оценку уровню коррупции в рядах правоохранительных органов, поскольку имеющаяся статистика не всегда отражает реальный масштаб совершаемых деяний с учетом их высокой латентности.

В этом году осуждено 9 932 лица за совершение коррупционных преступлений, из которых 984 должностных лица правоохранительных органов - то есть около 10 %.

Наибольшее количество осужденных из числа сотрудников органов внутренних дел - 629, органов ФССП - 134, органов ФСКН - 45, органов ФТС - 38, следственного комитета - 18.

Не следует забывать, что коррупционная преступность - это не только взятки, но и мошенничество с использованием служебного положения, растрата вверенных средств. Указанные составы хищений формируют основной ущерб, причиненный в результате коррупционных преступлений.

Например, в настоящее время в Москве судом рассматривается уголовное дело в отношении директора ФСИН России Реймера А.А., который в корыстных интересах заключил пять государственных контрактов на общую сумму 3,4 млрд. руб. на поставку оборудования для системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, а также иных товаров по заведомо завышенным ценам. В результате через производителей оборудования совершено хищение средств федерального бюджета на общую сумму 2,8 млрд. руб.

Представитель Генеральной прокуратуры по этому делу поддерживает государственное обвинение в суде.

Безусловно, наличие коррупции в рядах правоохранительных органов, которые сами призваны бороться с этим пагубным явлением, вызывает серьезную обеспокоенность. Борьба с мздоимцами ведется бескомпромиссно, невзирая на их чины, должности и былые заслуги.

 

- Один из самых насущных вопросов - каков ущерб от коррупции и принимаемые в этой связи меры?

 

- Как я уже говорил, одной из главных задач органов прокуратуры является минимизация и ликвидация последствий коррупционных проявлений.

В целях защиты интересов общества и государства нами на постоянной основе и во взаимодействии со всеми правоохранительными органами проводится работа по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения преступлений коррупционной направленности.

Согласно данным статистики, доля материального ущерба от коррупционных преступлений составляет примерно 10 % от суммы ущерба, причиняемого всеми видами преступлений в целом по России.

Как это видно из результатов расследования, размер причиненного преступлениями коррупционной направленности материального ущерба в этом году составил 43,8 млрд. руб. Благодаря совместно принятым с правоохранительными органами организационным и практическим мерам, в том числе за счет использования прокурорами координационных полномочий, удалось повысить результативность работы по возмещению причиненного коррупционными преступлениями ущерба.

В результате за последние полтора года только добровольно погашенный ущерб составил 6,8 млрд. руб. Изъято имущества, денег и ценностей на сумму 9,9 млрд. руб.; арестовано имущество на общую сумму 34,6 млрд. руб.

С учетом координирующей роли органов прокуратуры, особое внимание уделяется активизации работы всех правоохранительных органов по защите имущественных прав граждан, общества и государства. В некоторых случаях прокурорами принимаются соответствующие меры реагирования как по конкретным уголовным делам, так и в целом в рамках координационной работы.

Так, в этом году в связи с непринятием должных мер по возмещению ущерба, в адрес руководителей следственных органов Следственного комитета, органов внутренних дел и других правоохранительных органов внесено свыше 480 актов прокурорского реагирования, по результатам рассмотрения которых более 90 виновных должностных лиц понесли дисциплинарную ответственность.

Отдельное внимание органами прокуратуры уделяется исковой работе. Прокуроры продолжают заявлять исковые требования о возмещении вреда от коррупционных преступлений. В результате с лиц, осужденных за коррупционные преступления, в судебном порядке взыскиваются суммы неосновательного обогащения.

Статистика показывает, что подобные иски предъявляются потерпевшими и прокурорами практически по каждому десятому делу.

Так, по рассмотренным судами уголовным делам указанной категории только за последних полтора года удовлетворено гражданских исков о возмещении ущерба на общую сумму свыше 11 млрд. руб.

Например, по уголовному делу в отношении первого заместителя председателя правительства Омской области, обвиняемого в совершении ряда коррупционных преступлений, сумма ущерба составила 414 млн. руб. С 2008 года по 2012 год, будучи директором департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, он в нарушение действующего земельного законодательства передал по заведомо заниженной стоимости в собственность граждан и юридических лиц земельные участки. Прокуратурой области к указанному лицу предъявлен иск о возмещении ущерба на сумму свыше 400 млн. руб. Одновременно с целью возвращения земельных участков из незаконного владения в муниципальную собственность прокуратурой г. Омска в суды направлено 54 исковых заявления, из которых уже удовлетворено 14 в отношении 38 земельных участков, судебные решения вступили в законную силу.

В Ямало-Ненецком автономном округе за растрату осужден бывший директор одного из департаментов округа, который при заключении и исполнении государственного контракта похитил из бюджета 6 млн. руб. По иску прокурора округа суд постановил взыскать с него указанную сумму, сохранив до фактического исполнения приговора в части гражданского иска арест на квартиру подсудимого в г. Москве стоимостью 13 млн. руб. Кроме того, помимо основного наказания суд назначил ему дополнительное в виде штрафа в размере 1 млн. руб.

 

- Существуют ли какие-либо дополнительные механизмы, помогающие выявлять коррупционеров?

 

- Такие механизмы, конечно же, существуют. Например, создана целая система по обмену информацией с различными ведомствами и органами. Так, Генеральной прокуратурой проводится работа по совершенствованию правовой базы сотрудничества с различными федеральными государственными органами и организациями для более эффективного выявления и пресечения нарушений законодательства о противодействии коррупции.

С этой целью Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены соглашения о взаимодействии в области противодействия коррупции с ФНС России, Пенсионным фондом России, Росреестром, Росфинмониторингом, МВД России и Правительством Москвы.

Указанные соглашения регламентируют информационный обмен для повышения эффективности проверок соблюдения антикоррупционного законодательства и заключаются в целях своевременного обеспечения прокуроров необходимой информацией для организации эффективного надзора за исполнением государственными и муниципальными служащими, в том числе бывшими, установленных законом ограничений, запретов и обязанностей. Повсеместно данные этих органов используются при проверке достоверности и полноты представляемых ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также при проверке соответствия расходов чиновников и членов их семей полученным ими доходам.

До настоящего времени обмен информацией осуществлялся в основном путем направления письменных запросов и получения на них ответов. Минусом такой процедуры обмена данными являлись длительные сроки переписки, трудозатраты на обработку таких запросов.

Для повышения оперативности в настоящее время обмен информацией между прокуратурой и другими ведомствами осуществляется в электронном виде. Круг должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных направлять соответствующие запросы, строго ограничен. Благодаря этому налажено оперативное взаимодействие как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Заключение подобных соглашений способствует активизации надзорной деятельности прокуроров.

Например, заключение соглашения с Пенсионным фондом России позволило увеличить выявляемость таких административных правонарушений, как незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего.

 

- Поскольку День борьбы с коррупцией является международным, хочется спросить, как Генеральная прокуратура России участвует в международном сотрудничестве по вопросам борьбы с этим злом?

 

- Нами проводится серьезная работа в рамках международного сотрудничества в области борьбы с коррупцией, в том числе по обеспечению участия Российской Федерации в обзорном механизме Конвенции ООН против коррупции, в деятельности Группы государств против коррупции (ГРЕКО), Рабочей группы ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Межгосударственного совета по противодействию коррупции (МСПК), Международной ассоциации антикоррупционных органов (МААО) и на других международных форумах.

Представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации в составе российской делегации с 2016 года принимают участие в заседаниях Антикоррупционной рабочей группы "Группы двадцати", на которых обсуждаются актуальные проблемы международного сотрудничества в области противодействия коррупции.

Перспективной "площадкой" международного антикоррупционного сотрудничества является БРИКС. В 2015 году решением лидеров стран БРИКС (Бразилия-Россия-Индия-Китай-ЮАР) создана Антикоррупционная рабочая группа БРИКС, в деятельности которой активное участие принимают представители Генеральной прокуратуры России.

Недавно, 1 декабря, состоялась очередная встреча руководителей прокурорских служб государств - участников БРИКС, на которой обсуждены проблемы борьбы с коррупцией для обеспечения устойчивого социального и экономического развития.

Кроме того, на базе Генеральной прокуратуры создан и функционирует Национальный контактный пункт по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации является центральным органом, осуществляющим международное сотрудничество по уголовным делам.

В целях повышения эффективности международного сотрудничества Генеральная прокуратура Российской Федерации заключает двусторонние и межведомственные соглашения о взаимодействии с компетентными органами других государств, а также двусторонние программы сотрудничества. Договоренности, в частности, предусматривают возможность установления прямых контактов на рабочем уровне, в том числе на стадии подготовки и исполнения запросов о выдаче и правовой помощи по конкретным делам, а также обмен опытом и своевременной практикой. Большинство заключенных соглашений включают вопросы противодействия коррупции.

На настоящий момент заключено свыше 70 соглашений о сотрудничестве с компетентными органами зарубежных государств. Круг этих государств постоянно расширяется. Межведомственные соглашения имеются у Генеральной прокуратуры Российской Федерации с партнерами из более чем 60 стран.

 

- А как обстоят дела с возвратом выведенных за рубеж капиталов?

 

- В нашей стране работа по возврату выведенных за рубеж активов, полученных в результате противоправной деятельности, ведется различными государственными органами. В пределах своей компетенции эту задачу выполняют следственные органы, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и орган финансовой разведки - Росфинмониторинг.

Вместе с тем центральное место в осуществлении работы по возврату активов отводится Генеральной прокуратуре, которая осуществляет надзор за исполнением законов названными органами и обладает функцией координатора правоохранительных органов в этой сфере.

Во взаимодействии с ФСБ России, МВД России, Следственным комитетом РФ и органом финансовой разведки - Росфинмониторингом мы выполняем общую задачу, которая является важной составляющей механизма защиты имущественных прав граждан, организаций и государства.

В рамках своей компетенции мы активно сотрудничаем с зарубежными коллегами в вопросах розыска, ареста, конфискации и возврата денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем.

К примеру, в прошлом году в Швейцарии заблокированы счета бывших руководителей ОАО "Банк Москвы" Андрея Бородина и Дмитрия Акулинина на сумму свыше 360 миллионов долларов США.

В целях упорядочения осуществляемой на этом направлении деятельности, выработки согласованных предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в марте текущего года в Генеральной прокуратуре создана рабочая группа по вопросам возврата из-за рубежа активов, полученных в результате совершения коррупционных преступлений и правонарушений.

Рабочей группой проведен анализ российского законодательства, который выявил пробелы правового регулирования в рассматриваемой области. На основании результатов анализа подготовлены предложения о внесении изменений в законодательство, которые проработаны на межведомственном уровне и во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы представлены в президиум Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции.

В практику деятельности рабочей группы введено заслушивание результатов работы по возврату находящегося за рубежом имущества по наиболее актуальным уголовным делам о коррупционных преступлениях с приглашением на нее коллег из различных правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов.

Только совместные усилия и слаженная работа принесут результат.

 

- На ваш взгляд, требуются ли еще какие-то законодательные изменения для борьбы с коррупцией?

 

- На сегодняшний день в целом антикоррупционное законодательство сформировано и позволяет достаточно эффективно бороться с коррупционными правонарушениями. Вместе с тем методы противодействия коррупции нуждаются в постоянном совершенствовании, что нередко обусловлено изменением форм коррупционных проявлений, новыми "лазейками" в законодательстве, которые постоянно выискивают коррупционеры.

Для устранения этих противоречий Генеральная прокуратура активно участвует в совершенствовании антикоррупционного законодательства. Поскольку коррупционные проявления отличаются высокой степенью латентности, Генпрокуратурой России во взаимодействии с Администрацией Президента России на постоянной основе прорабатываются правовые механизмы с целью расширения возможностей в сфере противодействия коррупции.

Так, по поручению Президента и исходя из собственной практики нами подготовлен ряд проектов федеральных законов. Например, одним из законопроектов предусматривается возможность освобождения юридического лица от административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) в случае если оно активно способствовало выявлению правонарушения или активно содействовало производству по делу о соответствующем административном правонарушении, либо имело место вымогательство со стороны должностного лица.

Дело в том, что сейчас складывается ситуация, при которой представитель юридического лица, например, сообщает правоохранительным органам о факте "отката" чиновнику по его требованию, помогает изобличить этого чиновника, сотрудничает со следствием. В таком случае это лицо, т.е. взяткодатель, может быть освобождено от уголовной ответственности, а юридическое лицо, от имени и в интересах которого он выступает, от административной ответственности не освобождается. Представляется, что данные положения закона являются не вполне справедливыми и не стимулируют к сотрудничеству с правоохранительными органами в целях выявления взяткополучателей.

Другим проектом федерального закона расширяется перечень лиц, в отношении которых должна осуществляться процедура контроля - предлагается распространить соответствующие требования не только на действующих служащих, но и на бывших. Кроме того предусматривается возможность обращения в доход государства денежного эквивалента указанного имущества, а также имущества, обнаруженного при расследовании коррупционных преступлений и в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

В 2017 году эта работа будет продолжена, нами уже сейчас готовятся законодательные предложения о необходимости введения оснований для обращения взыскания в доход государства имущества коррупционеров, оформленного на третьих лиц, в то время как реальным выгодоприобретателем от такого имущества является непосредственно коррумпированный чиновник. В этой связи предполагается предусмотреть в законе, что сделки по приобретению имущества, влекущие за собой установление контроля за расходами, могут осуществляться не только непосредственно чиновником или членами его семьи, но и через посредников, в том числе аффилированных юридических лиц.

В заключении в этот знаменательный день я хотел бы выразить слова благодарности как работникам прокуратуры, так и сотрудникам всех правоохранительных органов, которые 365 дней в году вносят свой вклад в наше общее дело борьбы с коррупцией. Подчеркну - именно "наше" общее дело, поскольку победить коррупцию мы можем только вместе, сконсолидировав усилия общества и государства.

 Источник: Интерфакс