О том, что региональные электрички ожидает массовое сокращение стало известно еще в конце минувшего года. Причин также никто не скрывал — поезда отменяет отнюдь не РЖД, а сами региональные власти, но вызвано это непосильным для регионов «требованием РЖД компенсировать необоснованно завышенную стоимость проезда». Довольных в итоге нет ни с одной из сторон, а пострадали больше всего, как обычно, простые граждане.

 

Постой, паровоз

 

Первой областью, с 1 февраля в полном объеме лишившейся пригородных электричек, стала Псковская. По словам заместителя губернатора области Александра Кузнецова, отсутствие электричек должны будут в полной мере возместить пригородные автобусы - на данный момент введены 18 дополнительных рейсов.

Между тем, глава железнодорожной госкомпании Владимир Якунин подобное решение проблемы на днях прокомментировал не самым благоприятным образом. «Наплевательское отношение к этому виду обслуживания населения и расчёт на то, что пригородные поезда можно заменить автобусными или другими альтернативными видами перевозок, несостоятельны», - подчеркнул Якунин.

При этом ответственность за железнодорожное сообщение в регионах Якунин возложил на местные власти. "Большинство регионов не берут на себя ответственность за организацию перевозок, не хотят платить за услуги РЖД, полагая, что электрички все равно будут ходить, даже если в их бюджете останется ноль рублей на эти цели", - написал он в своем блоге.

Главные пострадавшие — обычные граждане, пользующиеся электричками — склонны с готовностью винить в сложившейся ситуации РЖД, как самое понятное и четко сформулированное «зло» в данном контексте. Но стоит углубиться в дебри взаимных претензий между главным перевозчиком страны и региональными властями, как становится понятно, что одним «злодеем» эта история не ограничивается.

 

Правые и виноватые

 

Причиной сокращения электричек во многих случаях стало решение местных властей, которые сделали заказ на перевозку меньшего числа пассажиров. Где-то сами железнодорожники отказались от перевозок, требуя выплаты долгов.

По нескольку пригородных поездов отменены в Курской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской, Тверской и Тульской областях. Кировская область, как и Псковская, отказалась от услуг пригородных перевозчиков в наступившем году, сделав выбор в пользу автобусов, что так скептично воспринял господин Якунин.

Но самым крупным скандалом на данный момент отметилась Вологодская область, где разгорелся спор между Северной пригородной пассажирской компанией (СППК) и губернатором области Олегом Кувшинниковым.

СППК заявляет, что Вологодская область задолжала ей за 4 года работы более 728 млн рублей. Губернатор называет эти требования необоснованными и готов заплатить перевозчику лишь 22 млн рублей, что в 33 раза меньше требуемого. Ранее департамент дорожного хозяйства области обращался в суд с иском против компании, однако получил отказ в удовлетворении требований.

1 января на сайте СППК появился материал под названием «Отмена электричек: о чем умалчивает правительство Вологодской области», где перевозчик расписал не только подробности долга региона, но и раскритиковал способы, которыми власти Вологодской области планировали решать вопрос — а именно, повысив почти в два раза стоимость проезда, что, по мнению перевозчика, было бы не только непосильной ценой для многих людей, но и привело бы к новым убыткам, поскольку поезда продолжали бы курсировать, не добирая должного числа пассажиров.

Предложенные областью 22 млн рублей перевозчик брать не хочет, потому что, во-первых, долг области в десятки раз выше, а во-вторых, потому что, взяв их, компания потеряет право истребовать оставшийся долг.

В общем и целом, согласно статье, СППК, а проще говоря РЖД, в этом конфликте предстают стороной безвинно пострадавшей от экономической недобросовестности региональных властей. Что отчасти верно, но далеко не во всем.

 

Колосс на глиняных ногах

 

Проблема зародилась еще на стадии формирования действующей структуры пригородных перевозок. Раньше за такие перевозки отвечало министерство путей сообщения, затем — РЖД, а во второй половине 2000-х годов, как грибы после дождя, стали появляться пригородные пассажирские компании. Всего их на данный момент 27, они имеют договоры на работу в 73 регионах.

Главная трудность этих компаний, считают эксперты, состоит в том, что в процессе их создания в уставной капитал не был внесен подвижной состав, в результате чего компании вынуждены до 70% своих расходов направлять на аренду вагонов и электровозов у РЖД. К этому добавляется тариф за пользование железнодорожной инфраструктурой, который также взимается в пользу РЖД.

Кроме того, поскольку компании в каждом из регионов являются монополистами, местные власти имеют право по закону заставить их понизить тарифы на свои услуги населению. То есть вместо экономически обоснованного тарифа выставить более низкий, а разницу компенсировать из местного бюджета. Разумеется, регионы с большой неохотой погашают тарифную разницу компании-перевозчику. В частности, по данным РЖД, в 2013 году из-за распоряжений местных властей пригородные перевозчики недополучили 16,2 млрд рублей, при этом региональные бюджеты компенсировали лишь 7,6 млрд рублей от этой суммы.

По сведениям газеты «Коммерсант», в арбитражных судах России рассматривается почти 50 исков от перевозчиков о взыскании с регионов выпадающих доходов. При этом РЖД готовится сформировать еще несколько десятков исков. Встречные претензии имеют и региональные власти. На местах раздается критика в адрес пригородных перевозчиков за низкое качество услуг, а также за «непрозрачность» ценообразования.

Подобная экономическая и в широком смысле слова технологическая коллизия не сможет разрешиться ни за месяц, ни за полгода, но, по традиции, расплачиваться за это будут обычные люди, для многих из которых электрички были и остаются самым простым и удобным, а иногда и единственным, средством передвижения.

 Ника Бажанова