Неожиданное сообщение всколыхнуло информационную ленту в четверг 27 июня. Интерфакс сообщил, что урны с прахом из Кремлевской стены могут перезахоронить на новом Федеральном военном мемориальном кладбище (ФВМК) в подмосковных Мытищах.

Руководитель авторского коллектива ФВМК народный художник России Сергей Горяев рассказал, что на объекте  созданы специальные колумбарии для возможного перезахоронения урн с прахом, установленных в Кремлевской стене,

«На центральной аллее кладбища установлен Пантеон-колумбарий, предназначенный для захоронения урн с прахом лиц, имеющих особые заслуги перед государством. В том числе около 150 колумбарных ниш предназначено для возможного перезахоронения урн с прахом видных государственных деятелей, военачальников, космонавтов, ученых, находящихся в Кремлевской стене», – сообщил Горяев журналистам.

Он подчеркнул, что стена Пантеона с нишами для урн отделана красных гранитом, который ассоциируется с цветом Кремлевской стены. И уточнил: «Захоронения будут производиться в один ряд, как в Кремлевской стене».

В свою очередь источник Интерфакса, знакомый с ситуацией, не исключил возможности перемещения всех захоронений с Красной площади у Кремлевской стены в Москве на территорию ФВМК.

«Такая возможность не исключается, но в любом случае решение о подобном перезахоронении будет приниматься руководством страны», – сказал собеседник агентства.

Насчет руководства страны можно было не уточнять. Кремль и прилегающая территория находятся в федеральном ведении, и вопреки желанию первых лиц государства там ни один булыжник нельзя сдвинуть с места. Тем более – захоронения в Кремлевской стене и возле нее.

Другой вопрос – как относиться к столь радикальному переформатированию пространства в самом центре Москвы. Коммунисты, например, все подобные инициативы расценивают как кощунство и святотатство.

«Надо быть безумцами, чтобы даже начинать рассуждать о каких-то переносах захоронений из Кремлевской стены!» – считает депутат Государственной Думы, член фракции КПРФ Николай Харитонов. По его мнению, «такое решение могут принять только те, кто ненавидит свою страну, свою историю и своих предков».

Есть у Харитонова возражения и не столь эмоционального характера. «Практически у всех государственных деятелей, военачальников, космонавтов, ученых, просто замечательных людей, захороненных в стене и рядом с ней, на Красной площади, до сих пор живы родственники. Без их согласия нельзя там ничего трогать», – напомнил депутат.

И еще добавил: «Решение о захоронениях принималось много-много лет назад, не нынешней властью, и не ей это решение отменять». «Наконец, если переносить урны из стены, то как быть с захоронениями внутри Кремля, в соборах? Не надо там ничего трогать», – резюмировал Харитонов.

Совсем по-другому думает Леонид Гозман, директор гуманитарных проектов ОАО «Роснано», бывший сопредседатель Союза правых сил. «По-моему, это разумная инициатива, правильная акция, только она какая-то половинчатая», – усомнился политик. И пояснил, что он имеет в виду: «Без перезахоронения тела Ленина это не очень осмысленный акт. Надо всех перенести, переместить в более приемлемое место. И похоронить в соответствии с обрядами. Давно пора закрыть кладбище на главной площади страны».

«Других захороненных в Кремлевской стене и возле нее мало кто помнит, а Ленина помнят и знают все, – подчеркнул Гозман. – Его мавзолей – главный объект. Нельзя, чтобы незахороненный труп лежал посреди столицы, это варварство. Рано или поздно все равно придется перезахоронить».

Впрочем, Гозман считает, что осуществлять эту акцию надо «аккуратно, без разнузданных плясок и со строгим соблюдением церемониала», По его мнению, на Красной площади и в стене «захоронены не только бандиты, есть там очень достойные люди».

А бывший депутат Государственной Думы от фракций КПРФ И «Единой России» Владимир Семаго, ныне работающий радиоведущим, воздержался от эмоций и рассуждал хладнокровно.

Он сразу выдвинул свой основной тезис: «Все эти перезахоронения – не лучшее решение с политической и экономической точки зрения. Зачем, ради чего ворошить трупы? Если этим займется власть, то такие действия будут встречены негативно и дурно истолкованы людьми, вне всякой зависимости от их политических взглядов и партийной принадлежности».

«Кроме того, Кремль и прилегающие территории – памятник федерального значения, – напомнил Владимир Семаго. – Что-то там переделывать, изменять, в частности, вынимать из стены урны для переноса в другое место – просто незаконно».

Впрочем, бывший депутат понимает, что в случае необходимости Госдума всегда может поправить любой закон. Но в качестве противовеса он заготовил более весомый аргумент.

«Вскрытие могил, перенос гробов и прочие подобные действия слишком напоминают осквернение мест захоронения, неважно чьего. Все это можно трактовать как оскорбление чувств верующих», – сказал Семаго. И подытожил: «Если такие скандальные и заведомо конфликтные решения будут приниматься, то только для отвлечения народа от более острых и насущных повседневных проблем».

Николай Троицкий