В Санкт-Петербурге две девушки и один парень разделись, чтобы поддержать основателя социальной сети «ВКонтаткте» Павла Дурова. У офиса компании на канале Грибоедова голые по пояс молодые люди стали скандировать лозунги: «Паша, газуй!» и «Секс, VK, рок-н-ролл!». Простояв так около часа, протестанты спокойно отправились отогреваться в ближайший бар. В отношении Павла Дурова проводится проверка после ДТП, в котором он якобы участвовал. Акции поддержки с «обнаженкой» стали популярны в молодежной среде. Мы попытались разобраться в феномене «голого протеста», расспросив умных людей: политика, артиста и социального психолога.
Прохожие особого внимания на молодых людей не обратили. По крайней мере, никто непозвонил в полицию. Только фотографировали и снимали на мобильные телефоны. Известный музыкальный продюсер и певец выразил по этому поводу сожаление. «Передайте девушкам мое глубокое разочарование! – сказал Барри Каримович Алибасов, – если бы меня специально пригласили, я бы пришел поглазеть». Связи же обнажения собственного тела в этой акции и ДТП с возможным участием Павла Дурова г-н Алибасов не видит. Он считает, что следствие вполне способно разобраться в этой ситуации – тем более, идет только проверка. «Мы сами выбрали эти власти – вот пусть они расследуют это дело, все нужно делать по закону. Если мы будем раздеваться и бегать с оголенным торсом наперевес по каждому случаю, – какая же жуткая жизнь у всех нас начнется? Как жить тогда, если законом начнут рулить при посредстве голых частей тела?» – задает риторический вопрос известный продюсер.
Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, член Общественной палаты и директор Института политических исследований считает, что это просто дань моде. Но, – думает Сергей Александрович, – мода эта еще долгое время сохранится. «Женское тело давно уже стало доступным, но все равно представляет интерес» – говорит он. Все закончится, по мнению Сергея Маркова тогда, когда количество обнаженных защитниц чего-либо настолько превзойдет интерес публики, что всем уже тошно будет даже взглянуть в их сторону.
Яков Костюковский, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН говорит, что «конечно, есть здесь элемент подражания группе FEMEN – молодежная среда вообще склонна к подражанию». И обращает внимание на то, что факт раздевания никакого отношения к сути обвинений в адрес Павла Дурова не имеет. Это своеобразный «социальный эксгибиционизм» – говорит психолог. Логика примерно такова: «Нам, конечно, все равно, что вы подумаете, о том, что мы разделись, но с другой стороны и не все равно: мы все же хотим, чтобы вы заметили, что мы полуголые». Социально опасно здесь то, что на антиобщественную акцию Павла Дурова – неважно пока, доказана ли будет его вина или нет, – группа молодежи, не дождавшись даже предварительного обвинения, отвечает своей антиобщественной акцией. Тут ключевым моментом является даже не раздевание, а лозунг: «Паша, газуй!». То есть продолжай в том же духе – ты молодец! На деяния непопулярных сотрудников ГИБДД, мы отвечаем непопулярным у общества действием. «Вам все равно, и нам все равно» – «око за око». Важно и то, что главная цель акции – обратить таким экстравагантным образом внимание общественности, но скорей на себя, а не на неприятности Павла Дурова.
Григорий Шугаев