Депутат от правящей на Украине Партии регионов Олег Царев предложил сделать государственным языком суржик – смесь русского и украинского, на котором говорит часть населения страны.

«Чтобы уйти от языковой проблемы в Украине, нужно выбрать язык, на котором говорит большинство населения – суржик – и сделать его государственным», – заявил он в интервью «Украинской правде».

Царев обосновывает свою позицию тем, что Украина – родина двух языков, из нее пошел и русский, и украинский, а во многих украинских селах язык больше похож на русский, чем на украинский.

По данным Киевского международного института социологии, на суржике общается от 11 до 18 % всего населения Украины. На нем меньше всего говорят на Западной Украине, а больше всего – в центральном регионе. В то же время строгих статистических данных мало – во время соцопросов суржикоязычное население обычно причисляет себя к украиноязычному – суржик не имеет официального статуса.

Суржик получил свое название от хлеба из муки смеси разных видов зерна и представляет собой смесь из украинских и русских слов, а чаще всего – языковых оборотов. Зачастую его носителей обвиняют в неграмотности, нежелании подобрать правильное украинское соответствие к русскому слову, а сам суржик его противники называют «грязным языком».

Эксперты считают вопрос государственного языка Украины крайне эмоциональным и политизированным. На территории страны выделяются преимущественно украиноязычные регионы – запад и центр страны, а также преимущественно русскоязычные – юг и восток. В некоторых областях количество русскоязычного населения доходит до 97% (Автономная Республика Крым). При этом, согласно Конституции Украины, государственным языком является украинский, но законодательство определяет право каждого гражданина выбирать свой язык общения, признавать себя двуязычным или многоязычным и изменять свои языковые предпочтения.

Партия регионов и оппозиционные украинские партии имеют противоположные позиции по вопросу государственного языка. В июле 2012 года Верховная Рада Украины по инициативе правящей Партии регионов приняла закон «Об основах государственной языковой политики», гарантирующий использование «региональных языков», которые считают родными более 10 % населения соответствующего региона, наравне с государственным украинским языком, в том числе в государственных сферах. Принятие закона пыталась сорвать оппозиция – когда в первый раз его рассмотрение было назначено на 24 мая 2012 года, депутаты оппозиционных партий избили главного докладчика по законопроекту Вадима Колесниченко. Впоследствии были приняты все меры, чтобы избежать повтора таких инцидентов – проект закона вносился на голосование без предупреждения и в неожиданное время, депутаты дежурили в проходах зала заседаний Рады, чтобы предотвратить нападения. Но без драк все же не обошлось.

СМИ отмечали различную реакцию на закон в регионах страны – проходили акции как его противников, так и сторонников. Оппозиция выдвигает лозунги, что благодаря закону русский язык может вытеснить украинский. В то же время, согласно данным Киевского международного института социологии, 47 % жителей Украины согласны, что русский язык должен получить статус регионального в тех регионах страны, где этого желает население, а 28 % считают, что его нужно сделать вторым государственным.

Несмотря на всю прозвучавшую критику, в августе закон подписал президент Украины Виктор Янукович, пообещав доработать его, и вскоре закон вступил в силу. В результате русский язык стал пользоваться защитой в 13 из 27 регионах страны, в некоторых частях страны региональными языками стали венгерский, крымскотатарский и румынский.

 

Юлия Трусова