В Бостоне арестован один из исполнителей террористического акта Джохар Царнаев. Он начал давать показания.  Другой предполагаемый участник террористического акта – старший брат Джохара Тамерлан скончался после полученных травм при задержании. Официально подтвержденной информации все еще мало. В СМИ обсуждаются мотивы братьев Царнаевых, многие наблюдатели обращают внимание на ряд противоречий в их поведении.

Братья Царнаевы были вполне успешны. Старший – Тамерлан закончил курсы бухгалтеров, подрабатывал ремонтом машин и добился определенных успехов в боксе. В 2009 году Тамерлан Царнаев становится чемпионом Новой Англии по боксу и успешно выступает на одном из национальных турниров. У него были планы попасть в Олимпийскую сборную США, стать инженером и потом получить желанный американский паспорт, который с первого раза приобрести ему не удалось. Тамерлан избил свою подругу и в документе ему отказали.

Младший – Джохар Царнаев был практически образцовым американским гражданином – паспорт он получил, в школе был капитаном команды по борьбе. В 2011 году получил гранд от городских властей в $2,5 тыс. и, в конце концов, поступил в Университет в Дармуте. Пользовался в школе популярностью. Его друг Питер Тин готов даже прийти на суд, как и другие его одноклассники, и выступить в защиту Джохара, ибо «он пошел на преступление только из-за любви к своему старшему брату».

Старший брат Тамерлан Царнаев вдруг бросил бокс, сильно заинтересовался религией и стал регулярно ходить в мечеть. Его дядя Руслан, американизировавший уже свою фамилию на Царни, говорит, что из-за частых разговоров о религии, родственники перестали регулярно с ним общаться. По сообщениям американской прессы, Тамерлан стал посещать и сайты экстремистского содержания.

В этом контексте очень странно звучат слова дяди Руслана Царни, процитированные Bloomberg News: «Они были неудачниками, которые не смогли устроиться в здешней жизни и потому ненавидели всех и вся». Кажется, что это явное преувеличение.  Знавали мы истории и про более неустроенных эмигрантов в США. Тем не менее – это они, братья Царнаевы, устроили бостонскую бойню. Михаил Виноградов, психиатр-криминалист, психотерапевт и доктор медицинских наук не сомневается, в том, что братья причастны к исполнению террористического акта. Другое дело – говорит эксперт, – что уровень вовлеченности в религию, степень исламизации братьев – вызывает большое сомнение. Также он считает их вполне успешными людьми по американским меркам. Тогда что это? Они, с одной стороны, обладали явной ориентацией на американские ценности, с другой – были исламистами радикального толка. Одно, по мнению М. Виноградова, исключает другое. Или – это шизофрения. Тогда они явились идеальной мишенью для манипуляции истинными заказчиками теракта в Бостоне. Михаил Виноградов не сомневается в том, что за спиной Царнаевых стоят мощные силы. Обращает внимание он и на цель, выбранную организаторами трагедии. Именно финиш марафона. То место, где все должно было успешно закончиться. При этом неважно, сколько бы погибло людей. Главное – психологически показать некую невозможность для американцев достигать каких-либо целей. Г-н Виноградов считает, что заказчики теракта – некие серьезные международные силы, связанные с мировой элитой, желающие показать США «ее место», ибо она «слишком далеко зашла в своей вседозволенности».

Юлия Латынина считает, что братья Царнаевы самым непосредственным образом причастны к теракту. Мотив такой же, как у всех террористов мира:  «Нас обидели и мы взрываем в ответ». Юлия Леонидовна утверждает: «террористы – это, в общем-то, вопреки легенде это не такой сложный организм, это простой вирус, который паразитирует на слаженном организме. Тамерлан Царнаев совершенно не исключение». В том, что братья переняли салафитское мировоззрение, у Латыниной сомнений также нет: «С точки зрения исламиста, нет ни чеченца, ни русского, ни араба, ни американца, есть те, которые верят в эту разновидность ислама, и есть те, которых надо убивать за то, что они не верят. Причем, к числу тех, которых надо убивать, относятся не только собственно неверные, то есть христиане, язычники, атеисты, американцы и прочие, но к числу тех, которых надо убивать (и это особо подчеркну) относятся также те, кто верит, является мусульманином, но верит не так, как исламист. Это одно из важнейших положений исламизма, как он был основан еще «Братьями-мусульманами».

Директор Центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максим Шевченко считает происшедшее ловко разыгранной комбинацией спецслужб США. Основной мотив – отвлечь мировую общественность от провала американской политики в Ираке. «Смотрите, – говорит Максим Ленардович, – никто не говорит теперь о массовых и жутких терактах в Ираке». Политика США там полностью провалилась, и необходимо было событие, которое по своей эмоциональной информационной сущности превосходило бы известия с Ближнего Востока. А почему оказались в качестве подозреваемых чеченцы? Г-н Шевченко полагает, что теперь до американской общественности дойдет, что чеченский терроризм представляет непосредственную  угрозу для США. Поэтому, когда будут выводить американские войска из Афганистана – транзит пройдет через только что реконструированный аэродром Габалы в Азербайджане. Вот вам и повод, чтобы несколько задержаться в Азербайджане, рядом с этой тревожной Чечней. Кстати, сенаторы-республиканцы Джон Маккейн и Линдси Грэм потребовали признать Царнаева участником боевых действий против США» и увезти их для допросов на Гуантанамо, как военнопленного. Однако из этой затеи ничего не выйдет – говорят американские юристы. Но, кажется, ближайшие дни подарят нам массу неожиданных сообщений о происшедшем в Бостоне.

 

Григорий Шугаев