В Москве 23-24 мая проходит международная конференция «Военные и политические аспекты европейской безопасности», которая организована Министерством обороны Российской Федерации. Главная цель конференции – поиск взаимоприемлемых решений по обеспечению равной безопасности в Европе. В Минобороны РФ считают, что сегодня существует ряд противоречий, мешающих дальнейшему движению на пути реализации принципа неделимой безопасности всех европейских государств.

Начальник Генштаба ВС РФ генерал-армии Валерий Герасимов в своем выступлении заявил, что Россия не может пойти по пути сокращения только стратегических вооружений, без ограничения количества неядерных высокоточных вооружений. По его словам, ограничение ядерных вооружений не может оставаться делом двусторонних отношений только РФ и США, сообщает ИТАР-ТАСС.

Он считает, что другие члены ядерного клуба также должны взять на себя обязательства не наращивать свой ядерный потенциал. «Мы приветствуем односторонние шаги Великобритании и Франции по сокращению своих ядерных вооружений», – добавил он. «Россия будет сокращать свои стратегические наступательные вооружения только будучи уверенной, что ПРО США не угрожает ее ядерному потенциалу», – уточнил генерал.

Одной из острейших тем в Евроатлантике Герасимов считает сохранение проблемы контроля за обычными вооружениями. «Современная военно-политическая ситуация в Евроатлантическом регионе свидетельствует о несовершенстве существующей системы безопасности, строящейся на принципах, согласованных в годы «холодной войны», ее отдельные положения неадекватны современным условиям», – сказал он. Как образец недоверия начальник Генштаба привел ДОВСЕ, на который с декабря 2007 г. Россия наложила мораторий. По словам Герасимова, без участия и учета интересов России создать эффективный контроль за вооружениями в Европе невозможно.

Сокращение вооружений зависит от многих факторов и нужно учитывать появившиеся новые тенденции. Это реализация планов по развитию глобальной ПРО США, создание высокоточных систем большой дальности, по эффективности сопоставимых со стратегическими вооружениями и др. «Ряд систем, не будучи стратегическими формально, являются таковыми по своим задачам. По мере сокращения стратегических ядерных сил влияние таких систем на баланс сил будет возрастать», – считает генерал. По его словам, «высокоточное оружие не подвержено количественным, качественным и территориальным ограничениям, оно может применяться для ударов по стратегическим объектам».

В связи с этим, считает начальник российского Генштаба, «мы не можем идти по пути сокращения только СЯС, оставляя за рамками диалога другие вооружения, в которых отдельные наши партнеры обладают неоспоримыми качественными и количественными преимуществами». При этом Герасимов подчеркнул необходимость совершенствования механизма контроля за вооружениями. Отметив, что «любое совместное учение или тренировка дает больше информации, чем посещение каких-то частей», он подытожил: «Сотрудничество эффективней, чем контрольное мероприятие».

 

Анатолий Соколов