Начало промышленной добычи нефти на месторождении Аркутун-Даги в рамках проекта «Сахалин-1» доказал – разработка углеводородов на российском шельфе успешно продолжается. 19 января 2015 года с самой мощной в мире добывающей платформы «Беркут» была отгружена первая легкая низкосернистая нефть. Проект реализуется НК «Роснефть», ExxonMobil, SODECO и ONGC Videsh Ltd, сообщает информационно-аналитический центр «Время Арктики».

По данным «Роснефти», в ближайшие 10 лет добыча на месторождении принесет российскому бюджету дополнительный прогнозируемый доход порядка 9 млрд долларов. За семь лет с начала поставок нефти бюджет Сахалинской области получил свыше 11 млрд долларов налоговых отчислений. В рамках проекта «Сахалин-1» работают около 600 человек, из них 83% граждане России. На месторождении добывается сверхлегкая нефть марки «Сокол» премиального экспортного типа.

Информационно-аналитический центр «Время Арктики» попросил экспертов прокомментировать, какие перспективы открывает нефтедобыча на шельфе Сахалина перед Дальним Востоком и Крайним Севером России.

Константин Симонов, глава Фонда национальной энергетической безопасности:

«“Сахалин-1” уже давно стал поставщиком ярких, инновационных, прорывных решений в нефтегазе. Проект показывает, что нефтегазовый комплекс не такая архаичная, отсталая отрасль, как многие привыкли говорить. Нефтяные деньги дают возможность развиваться и другим отраслям, а сама нефтянка уже давно стала высокотехнологичной, высокоиндустриальной отраслью. “Сахалин-1” очень ярко это доказывает. Именно в рамках этого проекта в России была пробурена самая длинная в мире горизонтальная скважина. Мы показали, что тоже способны вести работы на шельфе в непростых условиях и создавать необходимое для этого оборудование. И, конечно, “Сахалин-1” – это хороший пример кооперации с иностранными инвесторами в условиях санкций».

Александр Перов, руководитель спецпроектов Фонда национальной энергетической безопасности:

 «Безусловно, это важное событие для российской нефтяной отрасли, тем более в условиях санкций. Данная новость весьма позитивна… Важность в том, что она дает задел на будущее. Арктические проекты также носят долгосрочный характер. Сейчас идет отработка международного сотрудничества, и этот опыт будет в дальнейшем применяться в Арктике и Восточной Сибири».

Леонид Бляхер, доктор философских наук, профессор ТОГУ, главный редактор журнала «Полития. Анализ. Хроника. Прогноз»:

 «Сахалинский международный проект – вещь предельно показательная. Когда есть реальная заинтересованность сторон, то все политические игрушки, санкции и прочее отходят на второй и третий план. В условиях, когда проект прибылен, выгоден – он работает. Именно такие проекты сегодня остаются на Дальнем Востоке, да и на Крайнем Севере. Выживает то, что нужно и рентабельно, например, Порт на Камчатке – элемент Северного морского пути. Нерентабельное, не нужное для Дальнего Востока, для России умрет. Это, увы, неизбежно и, наверное, справедливо».