Во вторник информационное пространство дважды взорвал кремлевский отставник Владислав Сурков. Сначала – когда появилась информация о его скором назначении на пост помощника президента по вопросам инновационного развития. Затем – когда он сам эту информацию опроверг.
Причем об опровержении г-на Сурков публика узнала не напрямую от него, а из микроблога в твиттере его бывшего подчиненного, в прошлом кремлевского клерка Алексея Чеснакова, который процитировал смс-сообщения экс-начальника.
Очень сложно судить о том, что происходило и происходит вокруг фигуры Владислава Суркова на самом деле. Можно только предположить, что должность руководителя аппарата правительства в ранге вице-премьера совершенно ему не подходила, он не справлялся с бумагооборотом и действительно ушел в отставку по собственному желанию. А также, по всей вероятности, ему действительно делали предложения вернуться на госслужбу.
Но все это – гипотезы и теоремы, нуждающиеся в доказательствах. Обозреватель «Росинформбюро» обратился двух политологам с противоположными взглядами с вопросом: может ли Сурков вернуться во власть, и как это отразится на политической системе?
Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии
- Для системы это безразлично, так Сурков - порождение и слуга той системы, которая уже сложилась. И тут ни убавить, ни прибавить.
А вернуться он, безуловно, может, но это будет демонстративный жест унижения со стороны его преемника на посту заместителя главы президентской администрации Вячеслава Володина. Тот сперва который перекрыл предшественнику все каналы трудоустройства, а теперь протягивает руку помощи, предлагая должность помощника президента, не сопряженную ни с какими реальными полномочиями. Это синекура, и это издевательство.
Но Сурков, скорее всего, согласится. Потому хотя бы, что у людей впечатлительных может появиться иллюзия, будто бы это - возвращение во власть. Но так мы можем считать, только если закроем уши и глаза и утратим свои аналитические способности.
На самом деле, это возвращение кремлевского кабинета и мигалки, но не более того. Володин постарается оттоптаться на Суркове в ответ на все те унижения, которые он сам претерпел в бытность того большим начальником.
Борис Межуев, философ, политолог, публицист
- После ухода Суркова из администрации президента государство потеряло контакт с креативным классом, с теми, кто отвечает за постиндустриальный сектор экономики. Власть стала ориентироваться на большинство, забыв про меньшинство. Это минус, ситуацию надо исправлять, и на этом направлении не все потеряно.
Для исправления ситуации и может вновь понадобиться Владислав Юрьевич. Тем более, что антиинтеллигентщина, ставшая преобладающей за последний год, явно требует коррекции.
Но сложившееся положение можно оценивать двояко. У того же Суркова имеются недостатки, которые суть продолжение его достоинств.
При нем была выстроена эдакая антидемократическая иерархия: наверху располагаются роботы-вершители – то есть, он сам и его сотрудники, а внизу роботы-исполнители – «Единая Россия» и прочие выразители интересы большинства.
Суркова отличает толерантная позиция по отношению к городским элитным группам, но это сопровождается не совсем правильным отношением к большинству…
Надеюсь, что способности и таланты Владислава Юрьевича будут востребованы, но что это не станет возвращением к его прежним методам.
Николай Троицкий