Возможность поступательного развития России во многом связана с устойчивостью и диверсифицированностью экономики, стабильностью социально-экономического положения страны. Но в таком большом государстве, как Российская Федерация, особую важность имеет развитие отдельных регионов, в частности такого отдаленного от столицы и при этом имеющего особое геополитическое и экономическое значение, как Дальний Восток. Его значимость ещё более возрастает с учётом смены фокуса российской политики и экономики: если до недавнего мы ориентировались в основном на Запад, то сегодня всё больший интерес проявляется к взаимоотношениям с нашими восточными партнёрами.
Эксперт: Сергей Колесников, член президиума генерального совета «Деловой России», президент компании «ТехноНИКОЛЬ».
В последние годы для развития региона было сделано очень многое – было создано Министерство по развитию Дальнего Востока, налажено взаимодействие между властью и инвесторами, создаются территории опережающего развития с облегчённым доступом к инфраструктуре и привлекательными налоговыми льготами. Всё это позволяет говорить о возможности промышленного развития региона. В преддверии Восточного экономического форума, который состоится в начале сентября 2016 года во Владивостоке, планируется открыть сразу несколько новых предприятий, что позволит создать дополнительные рабочие места и обеспечить стабильные налоговые поступления в региональные бюджеты.
Важность развития Дальнего Востока возрастает с учётом смены фокуса российской политики и экономики: если до недавнего мы ориентировались на Запад, то сегодня всё больший интерес проявляется к взаимоотношениям с восточными партнёрами
Однако простым возведением новых заводов кардинально ситуацию вряд ли получится улучшить. Строящимся предприятиям необходимо реализовывать продукцию. Низкий внутренний спрос в регионе компенсируется высоким экспортным потенциалом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Но для этого требуется качественная инфраструктура – развитая сеть дорог с твёрдым покрытием, достаточное количество мостовых переходов. Особого внимания требует ситуация с таможенными постами. Сейчас экспортеры отмечают, что на Дальнем Востоке мало таможенных постов, работающих на азиатский регион, у существующих – низкая пропускная способность, их услуги слабо автоматизированы. В качестве примера можно привести ситуацию на таможенном посте МАПП «Пограничный» Уссурийской таможни. Он является важной логистической «точкой входа» для экспорта российской промышленной продукции в Китай в связи с наличием в Суйфэньхэ (Китай) крупного логистического центра. В настоящее время машины, везущие в Китай продукцию промышленных предприятий с Дальнего Востока, вынуждены простаивать в очереди для проезда через таможенный пост до 4 дней (для сравнения, транспорт, направляющийся в Европу, проходит таможенный пост за 12 часов). Это привело к тому, что транспортные компании, неся убытки из-за простоев, отказываются везти продукцию в Китай. И это лишь один аспект проблемы с перевозками. На Дальнем Востоке остро не хватает качественных транспортных компаний, современных логистических центров.
Кроме того, для новых заводов нужны квалифицированные специалисты. Здесь мы сталкиваемся с необходимостью развивать систему образования, причём не только высшего, но и среднего специального, технического. Причём делать это нужно в тесном взаимодействии представителей учебных заведений, органов власти и бизнеса. Сегодня технологии, в том числе на промышленном производстве и в строительстве, развиваются настолько быстро, что образовательные программы, если их регулярно не обновлять, довольно быстро безнадёжно отстают. Во многих учебных заведениях обучение ведётся по методикам 30-40-летней давности.
Помочь решить проблему может концепция дуального образования, получающая, наконец, всё большее распространение в России. В рамках данной концепции бизнес и учебные заведения выступают в качестве партнёров – совместно формируются учебные планы, нормативы подготовки студентов, компании со своей стороны финансируют обучение требуемых специалистов. Крайне важно, чтобы Дальний Восток не отставал от наметившихся трендов в этой сфере.
Сейчас озвучиваются планы по созданию специальных программ демографического развития для субъектов РФ, располагающихся на Дальнем Востоке
Но для хорошего профессионала возможность работать за достойные деньги не всегда может быть единственным мотивирующим фактором. Каждому человеку нужно где-то жить, следить за своим здоровьем и интересно проводить своё свободное время. И здесь мы говорим о необходимости создания качественной жилищной, медицинской и досуговой инфраструктуры. На данный момент невозможно возложить эту обязанность исключительно на региональные органы власти. Необходима помощь и поддержка федеральных властей и бизнеса. Сейчас озвучиваются планы по созданию специальных программ демографического развития для субъектов РФ, располагающихся на Дальнем Востоке, которые могут включать развитие здравоохранения и учреждений социальной сферы. Нужно, чтобы эти программы были жизнеспособны и рассматривали аспекты, влияющие на качество жизни, в комплексе.
Улучшение демографии и социально-экономического положения жителей Дальнего Востока возможны только благодаря комплексным мерам
Кроме того, важны такие моменты, как снижение тарифов на электроэнергию и субсидирование перевозок в центральную часть России. Эти вопросы обсуждаются на уровне правительства РФ, и уже можно отметить позитивные сдвиги. В частности, в осеннюю сессию работы Госдумы будет рассматриваться законопроект по снижению тарифов на электроэнергию. При благоприятном исходе цена на электричество должна опуститься до среднероссийского уровня. Субсидирование авиаперевозок также осуществляется. Однако пока доступных билетов явно недостаточно. И стоимость перелёта может спокойно достигать 70 тыс. руб. в одну сторону и выше, что практически отрезает жителей Дальнего Востока от центральной части страны.
Улучшение демографии и социально-экономического положения жителей Дальнего Востока возможны только благодаря комплексным мерам. Это процесс небыстрый и требует привлечения широкого круга экспертов. Но получаемые преимущества сторицей окупят те усилия, которые придётся приложить.