Скандал с французскими «Мистралями» стал толчком для начала производства в России вертолетоносцев на собственных верфях. Именно поэтому к 2017 году выпуск вертолета Ка-52 «Аллигатор» фактически удвоится. Эти вертолеты спроектированы для российского аналога «Мистралей», который по своим характеристикам должен превзойти французский вертолетоносец.

 

Разоружение «Мистралей»

 

Точку в скандальном периоде сотрудничества России и Франции поставило «разоружение» «Мистралей». 15 декабря все российское оборудование было доставлено в Выборг.11 20-тонных контейнеров и два негабаритных груза - платформы с большими антеннами – перевезли в Россию.

"Среди этих грузов российская боевая система управления, ранее сопряженная с французской боевой управляющей системой SENIT-9", - сказал источник ТАССа.

Получить ранее установленное на кораблях оборудование было главной задачей. По данным портала FlotProm, в совокупности демонтируемые с кораблей системы управления и связи оцениваются в 50 млн евро.  Речь идет о средствах корабельной аппаратуры радиолокационного опознавания 67Р, поставленных «Казанским электротехническим заводом». Согласно информации из закупочных документов, так называемое Изделие 67 предназначено для определения принадлежности к своим вооруженным силам кораблей, самолетов, вертолетов, береговых постов и других наземных объектов, оборудованных аппаратурой «Кремний 2» (общевойсковая система опознавания «свой-чужой»).

 

Корабли без хозяина

 

Ранее французские СМИ сообщали, что проблем с покупателями кораблей у них не будет, мол, в числе потенциальных претендентов порядка десяти стран. До трагического крушения российского Египет лидировал в списке.Однако теперь вряд ли его можно считать удачным партнером. Впрочем, в сентябре резиденты Франции и Египта Франсуа Олланд и Абдель Фаттах ас-Сиси договорились о продаже двух вертолетоносцев типа. Официальных данных о том, по какой стоимости Египет покупает «Мистрали», нет. Агентство Reuters сообщает, что стоимость контракта составит 950 млн. евро. 

Потенциальной страной-покупателем можно было бы назвать и Китай. Но на продажу оружия Китаю со стороны ЕС установлено эмбарго еще с 1989 года. Пока неясно, можно ли обойти эти нормы. Получается, что самые обсуждаемые страны, в которые могут уйти корабли, все из области гипотез.

Относительно правдоподобный вариант — Индия. У Франции есть оборонные заказы с этой страной, например, на поставку истребителей Rafale. Расходы Индии на оборону растут — военный бюджет страны на 2015–2016 год вырос примерно на 7,7% по сравнению с предыдущим периодом. Однако индийская сторона и так планирует тратить средства на весьма дорогостоящие проекты, так что будут ли у нее деньги, да и желание закупать еще и «Мистрали» — большой вопрос. 

 

Двойная выплата

 

Франция же до конца января должна выплатить России компенсацию в размере 949 миллионов 755 тысяч евро. А в связи с девальвацией рубля российская сторона получила в два раза больше денег, чем платила.

«Мы платили исходя из бюджета, который формировался в рублях, из-за курса это получается в два раза больше, поэтому как раз в рублевой массе выиграли ровно в два раза», – говорит глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Пока же эксперты спорят, на что Россия потратить полученные средства. Логично, что они вернутся в ОПК, поскольку его поддержка даст дополнительную работу людям в этой отрасли в РФ, которые будут задействованы на строительстве российских аналогов вертолетоносцев. Такая позиция укладывается и в рамки стратегии импортозамещения, и в рамки поддержки российского ОПК

Марина Староверкина