Основная цель – выделить лидеров среди участников реализуемого сейчас Минэкономразвития проекта «Развитие инновационных территориальных кластеров» и поставить перед ними амбициозную задачу – достичь инвестиционной привлекательности мирового уровня.

 


Денис Журенков

Денис Журенков, в.н.с., эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере гособоронзаказа ФАС России.

 

 

Правительство намерено оказывать всестороннюю методическую поддержку регионам, внедрять стандарты открытости инновационной инфраструктуры, единые критерии независимой оценки эффективности кластерных инициатив

 

 

 

 

 

 

 

 

Правительство России намерено оказывать всестороннюю методическую поддержку регионам, внедрять стандарты открытости инновационной инфраструктуры, единые критерии независимой оценки эффективности кластерных инициатив, распространение лучших управленческих практик, повышение квалификации государственных служащих, которые отвечают в регионах за инновации.

 

Искать точки роста

 

На прошедшем заседании Совета при Президенте России по модернизации экономики Дмитрий Медведев, говоря о перспективах региональной экономики, подчеркнул: «мы хорошо понимаем, что сегодня возможности региональных бюджетов, как правило, не очень значительные. Губернаторы прежде всего должны думать о решении социальных задач, строительстве жилья, дорог, поддержке региональных предприятий. Но, с другой стороны, надо думать и о будущем, закладывать потенциал развития».

 

Нужны научные заделы, производственные компетенции, привлечение квалифицированных специалистов и грамотные управленческие решения

По мнению премьер-министра, единственный способ – это искать точки роста, развития, заниматься собственной конкурентоспособностью, создавать инновационную региональную экономику. Для этого нужны научные заделы, производственные компетенции, привлечение квалифицированных специалистов и грамотные управленческие решения.

В свою очередь, Минэкономразвития России в целях поддержки инноваций в регионах России сегодня старается делать акцент на концентрации потенциала действующих в регионе промышленных предприятий, малых и средних компаний, научных центров, ВУЗов вокруг решения задач инновационного развития.

В период 2013-2015 на эту программу со стороны Минэкономразвития России уже было направлено порядка 5 млрд. рублей, поддержку получили 27 кластеров в 21 регионе, что позволило создать или модернизировать порядка 100 тыс. рабочих мест.

Ведётся подобная работа и по линии Минпромторга России. Министерство промышленности субсидирует часть затрат регионов на инфраструктуру индустриальных парков. В бюджете 2016 года на эти цели выделено более 4 млрд рублей – в этом году поддержку получают 15 кластерных проектов.

 

Всесторонняя поддержка

 

Сегодня в России основные тренды развития кластеров, с одной стороны, связаны с задачей достичь мирового технологического уровня по ключевым направлениям современной экономики: автоматизация производств, новые материалы, анализ больших данных.

Сегодня в России основные тренды развития кластеров, с одной стороны, связаны с задачей достичь мирового технологического уровня по ключевым направлениям современной экономики

С другой стороны – реализация будущих трендов на период до 2035 года, задаваемых Национальной технологической инициативой: искусственный интеллект, нейротехнологии, самоуправляемые транспортные средства. В этих условиях роль таких инструментов, как инновационные кластеры, технопарки, механизмы их господдержки и координации непрерывно возрастает.

7 ноября по итогам заседании Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию был принят ряд решений и даны поручения, которые фактически определят направления господдержки и развития кластеров на среднесрочную перспективу.

Даны поручения, которые фактически определят направления господдержки и развития кластеров на среднесрочную перспективу

Прежде всего – это систематизация действующих мер государственной поддержки инновационных территориальных кластеров, расстановка приоритетов, совершенствование механизмов отбора кластеров для участия в проекте «Развитие инновационных территориальных кластеров – лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня».

Второе: мониторинг и проведение ежегодной оценки эффективности и результативности реализации указанного проекта.

Третье: включение мероприятий по развитию инновационных территориальных кластеров в государственные программы, отраслевые и региональные стратегии, их реализация, в том числе, по линии Евразийского экономического союза.

Четвертое: распространение лучших практик региональных инновационных экосистем, формирование в регионах полноценного набора сервисов, включая сервисы по обеспечению коллективного доступа к дорогостоящему исследовательскому и производственному оборудованию.

Пятое: обеспечение реализации мер по поддержке выведения продукции, произведённой предприятиями в инновационных кластерах, на российский и международные рынки.

Важными направлениями также обозначены обеспечение информационной открытости элементов инновационной инфраструктуры (технопарки, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы) и повышение квалификации сотрудников по тематике управления инновациями.

Рост на уровне мировых экономик

Напомним, что ранее Министр экономического развития Алексей Улюкаев в своем выступлении в Совете Федерации обратил внимание, что мы должны ставить перед собой задачи роста на уровне развитых экономик – на уровне 3% в год. Россия должна развиваться по сценарию более активной инвестиционной политики.

Минэкономразвития России прогнозирует выход к 2019 году на темпы роста, превышающие среднемировые – более 4%

Минэкономразвития России прогнозирует выход к 2019 году на темпы роста, превышающие среднемировые – более 4%, и на уровень роста производительности труда также более 4% в год. Этому должны способствовать меры, связанные с упорядочением взаимоотношений кредиторов и заемщиков и ростом кредитования экономики в целом. В числе мер также предлагаются: дополнительное сдерживание издержек предприятий, создание лучших условий для инвестирования.

Указанные задачи потребуют и сокращения издержек экспортеров, организацию кредитования, предэкспортное финансирование, создание систем лицензионной поддержки и экспортной логистики, использование системы зон свободной торговли.

Использование потенциала указанных мер должно позволить дополнительно вовлечь в оборот серьезные инвестиционные ресурсы, снизить ставку кредита для конечных заемщиков, увеличить рост инвестиций в национальную экономику темпами свыше 5% в год.