Сенатор от Астраханской области Игорь Мартынов направил запрос в МИД РФ с просьбой вмешаться в ситуацию с освобождением экипажа российского танкера «Механик Чеботарев». Министерство иностранных дел Российской Федерации уже заверяло родственников пленных моряков, что скоро все члены экипажа вернутся на родину. Однако международная обстановка в Ливии только усложняется, и опасения о судьбе моряков только возрастают, вопрос освобождения экипажа рискует отойти на второй план.
«Они могут вообще не вернуться»
Экипаж, большая часть из которых – уроженцы Астраханской области, с 16 сентября находится в плену у ливийских военных. Танкер «Механик Чеботарев» был захвачен ливийскими военными в нейтральных водах в 17 милях от береговой линии. Без объяснения причин вооруженные люди приказали капитану судна следовать за их кораблем, отключив при этом системы «Инмарсат» и АИС (автоматическая идентификационная система) судна.
«Все они являются жителями Астраханской области. Обещали освободить еще в октябре, но этого не случилось. Их родственники переживают, так как никаких вестей до сих пор нет. Надеюсь, что все будет хорошо!», - написал на своей странице в социальной сети Игорь Мартынов.
Во время приема граждан 1 декабря к Игорю Мартынову пришла мать члена задержанного экипажа 22-летнего Николая Клименкова. У астраханки, не смотря на обещания ливийских властей, есть сомнения в том, что Триполи их выполнит. Сенатор, в свою очередь, посчитал такое отношение к российским гражданам возмутительным и попросил внешнеполитическое ведомство нашей страны принять меры по скорейшему освобождению экипажа.
«Мне страшно наблюдать за тем, что происходит. Мне обещают освободить сына каждые 30 дней, но эти обещания не выполняются. А в последнем письме от МИДа не указывается даже дата. Иногда звонит собственник танкера, но и он не знает точных сроков. Сейчас я слежу за новостями в Ливии, где идет война с ИГИЛ. Боевые действия идут рядом с городом, где находится плененный экипаж... Они могут оттуда вообще не вернуться», — рассказала «Известиям» сама мать члена экипажа Оксана Клименкова.
Дела нет, а подозреваемые уже есть
Ливийские военные озвучили две причины задержания судна. Первая - попытка незаконного входа в территориальные воды Ливии, вторая - попытка вывоза нефтепродуктов. Однако даже сам официальный представитель генерального штаба ВМС Ливии Айюб Касем заявил, что на борту задержанного судна нефти не было.
«Причем все их доказательства опираются лишь на записи в судовых документах, где указано, что судну предписывается прибыть в определенный порт для погрузки. Данный танкер даже не приспособлен для перевозки сырой нефти, его задача - транспортировка нефтепродуктов», - рассказал «РГ» Анатолий Булыгин, гендиректор компании «Ойл Марин Групп».
Уголовное дело в отношении членов экипажа еще не возбуждено, а срок заключения экипажа под стражей продлен. Оставшиеся десять из двенадцати моряков (повара и матроса удалось освободить) пробудут под арестом до 20 декабря. Известно, что их держат под охраной в ливийском порту Мисрата на территории военной базы.
Кто удерживает моряков?
С момента свержения и убийства в 2011 году во время вооруженного конфликта лидера страны Муаммара Каддафи Ливия переживает период кризиса. В результате разногласий в стране возникло двоевластие: с одной стороны - представленное избранным на всеобщих выборах парламентом, заседающим в городе Тобрук на востоке страны, и премьером ат-Тани, а с другой - происламским Всеобщим Нацконгрессом, заседающим в Триполи.
Те власти, что задержали судно, не относятся к признанному правительству. Как утверждают российские дипломаты, экипаж российского танкера удерживает группировка, контролирующая города Мисурата и Триполи.
«Тревога по поводу в сложившейся ситуации, конечно, есть. Родственники и парламентарии правильно делают, что привлекают к этому внимание СМИ, так как ДАИШ набирает силу в Ливии. Так как Россия сегодня участвует в войне с ДАИШ, нам могут попытаться отомстить, и тогда меры по отношению к членам экипажа со стороны ливийцев ужесточатся», — заявил «Известиям» глава Института политических исследований Сергей Марков.
По сути, сейчас Триполи и Тобрук контролируют лишь свои окрестности, а остальная территория находится в ведении террористов "Ансар аш-Шариа" и запрещенной в России ИГИЛ. По данным сирийской и иранской разведок, главарь ИГ перенес свою резиденцию в Сирт, родной город Каддафи. Фактически сейчас Ливию сложно назвать полноценным государством.
Марина Староверкина