24 ноября на границе Сирии и Турции был сбит российский военный самолет Су-24. Первоначально эта информация появилась в СМИ, а спустя какое-то время нашла подтверждение в Минобороны РФ.  Президент РФ Владимир Путин назвал крушение Су-24 над Сирией ударом в спину, который был нанесен России пособниками террористов.

 

А было ли нарушение?

 

Известно, что самолет находился на высоте 6 тыс. метров. В настоящее время обстоятельства падения российского самолета выясняются, также уточняется судьба летчиков. По предварительным данным, пилотам удалось катапультироваться.

Турецкая сторона утверждает, что самолет сбили истребители F16, поскольку тот нарушил воздушное пространство страны. Однако в российском военном ведомстве эту информацию сразу же опровергли. Минобороны заявляет, что все время полета самолет находился исключительно над территорией Сирии. Это зафиксировано объективными средствами контроля.

Впрочем, имеет место быть и версия, согласно которой Анкара таким образом могла ответить на удары России по бензовозам с нефтью ИГИЛ. Уже ни для кого не секрет, что головорезы ИГ от продажи черного золота получают миллиарды долларов  в год. Основной их клиент – Турция.

"Турки, как и американцы, говорят, что есть две оппозиции в Сирии - "хорошая" и "плохая". Это понятно, так как у них в Сирии есть свои интересы: ворованная нефть идет в Турцию, а беженцы идут в Европу, боевики проходят через территорию Турции. Турки сделали большую и глубокую ошибку. У них и своих проблем много", - считает депутат Госдумы, лидер партии "Родина" Алексей Журавлев.

 

 Для справки:

Советский и российский фронтовой бомбардировщик предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей. Это самая старая модель самолетов, которые принимают участие в спецоперации в Сирии. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Экипаж – 2 человека. Состоит на вооружении России, Украины, Ирана, ряда других стран и Сирии.

 

Первый раз – случайность, третий – закономерность?

 

Ранее турецкие военные уже сбивали чужие самолеты под предлогом нарушения своего воздушного пространства. Так в марте прошлого года  турецкие ПВО сбили сирийский истребитель МиГ-23. Тогда сирийская сторона заявила, что самолет патрулировал территорию Сирии вдоль границы. Похожие инциденты происходили и ранее. В 2013 году Турцией был сбит сирийский военный вертолет, который, по версии Анкары, нарушил турецкий суверенитет. Аналогичная ситуация повторилось в 2015 году. По данным турецких официальных лиц, пилоты вертолетов не отвечали на предупреждения и не реагировали на указания покинуть воздушное пространство страны. 

Но и это еще не все. В октябре текущего года Турция сбила БПЛА, который пересек сирийско-турецкую границу и вторгся в воздушное пространство Турции. Сбитый беспилотник никто не признал, однако военные эксперты предполагали, что по внешним данным модель похожа на российские БПЛА, которые применялись в конфликте на юго-востоке Украины.

После этого инцидента Турция сделала громкое заявление, пообещав сбивать любые летательные объекты, которые нарушают ее воздушные границы. Причем турецкий премьер-министр заявил, что они намерены сбивать не только дроны, но и чужие самолеты. 

А 20 ноября МИД Турции вызвал российского посла в Анкаре за бомбардировки сирийских территорий вблизи турецкой границы. Тогда сообщалось, что ВКС России бомбили тот же район, в котором произошло  сегодняшнее падение бомбардировщика Су-24. 

Депутат Госдумы, лидер партии "Родина" Алексей Журавлев назвал атаку на Су-24 " чистой воды провокацией". Кроме того, Журавлев напомнил, что в том числе и через Турцию в Европу проникают беженцы и, под их видом – боевики-террористы.

По мнению председателя партии "Родина", "турки столько вложили в Сирию, что будут защищать в ней свои интересы до конца".

"Мы защищаем всю Сирию. А вот в НАТО заявляют, что есть хорошие и плохие террористы. И, мол, если Россия будет бить не по тем, то и Турция может нанести удар", - говорит он.

 

 

Военно-технический ответ России

 

Без сомнений сейчас турки сделают все возможное, чтобы доказать факт нарушения своего территориального пространства. Правда, без данных объективного контроля доказать этот факт будет довольно сложно. Кстати, российская сторона уже обратилась к турецкому руководству с просьбой немедленно предоставить такие данные. Не исключено, что в период расследования будет созвана российско-турецкая комиссия.

В свою очередь главный редактор «Арсенал отечества», член общественного совета председателя ВПК при правительстве РФ Виктор Мураховский считает, что сейчас нужно предпринять определенные военно-технические меры, чтобы исключить подобные инциденты в дальнейшем.

Как он пояснил ИА «Росинформбюро», Россия должна скоординироваться с США, а также потребовать, чтобы Турция соблюдала правила заключенного с США соглашения о предотвращении подобных инцидентов.

Виктор Мураховский, гл.редактор журнала «Арсенал отечества», член общественного совета Председателя ВПК при Правительстве РФ)

Виктор Мураховский, гл.редактор журнала «Арсенал отечества», член общественного совета Председателя ВПК при Правительстве РФ) Надо обратиться непосредственно к руководству Турции с предупреждением о том, что такие инциденты могут повлечь тяжкие последствия. Если говорить о военных мерах, думаю, необходимо развернуть на наших авиабазах самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления типа А50М. Надо развернуть авиационные и наземные средства радиоэлектронной борьбы, которые исключат ведение разведки и тем более управление огнем истребительной авиации Турции в этом районе и зенитных ракетных комплексов. Кроме того, по всей видимости, в рамках соглашения за отсутствием непосредственной угрозы наши самолеты не обстреливали тепловые и противорадиолокационные ловушки, потому что не было необходимости. А сейчас, видимо, придется все полеты выполнять в условиях оптико-электронного и радиолокационного противодействия, то есть с расходом инфракрасных и радиолокационных ловушек».

 

Российско-турецкие отношения

С экономической точки зрения российско-турецкие отношения можно назвать довольно прочными. В 2013–2014 гг. товарооборот между странами превысил 30 млрд. Львиную долю газа Турция получает именно из России. В свою очередь Турция — второй по величине рынок сбыта «Газпрома» после Германии. Кроме того, Россия и Турция ведут активное сотрудничество в сфере атомной энергетики.  При этом около 16% всего турпотока в страну составляют именно российские туристы.

Однако с политической точки зрения отношения двух стран вряд ли можно назвать дружественными. Особенно, учитывая последние события.

«Всем известны наши хорошие отношения с Россией. Но если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает во многих сферах, она потеряет многое, и Москве следует знать об этом», - заявил президент Турции Реджеп Тайип  Эрдоган в Брюсселе на совместной пресс-конференции с премьером Бельгии Шарлем Мишелем.

Это произошло после того, как 3 октября российский самолет Су-30 совершил кратковременный, на несколько секунд, заход в турецкое воздушное пространство в связи с плохой погодой. После этого инцидента заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов заявил, что Россия будет рада провести в Москве переговоры с представителями Министерства обороны Турции для предотвращения недоразумений в Сирии.

 

На двух стульях

 

Позиция Турции – полная поддержка политики США. Анкара всячески поддерживала противников Башара Асада, в том числе поставками оружия и добровольцев. По мнению экспертов, Анкара сейчас готова пойти даже на самые крайние меры ради установления в Сирии протурецкого режима.  В ходе гражданской войны в Сирии, как отмечает политолог  Семен Багдасаров, туркоманские племена ориентируются на Анкару и враждуют с Дамаском.

«Их нельзя относить ни к ИГИЛ, ни к «Джебхат ан-Нусре». Они имеют свои этнические группировки, которыми де-факто руководит Турция. Они ведут вооруженную борьбу против правительства Асада. Например, у туркоманов есть достаточно крупная группировка – «Отряд султана Мурада», - считает он.

И российские спецоперации здесь для нее, как кость в горле. Даже создание международной коалиции из России, Европы и США для борьбы с ИГИЛ не заставит Турцию отказаться от своих планов. Впрочем, Турция всегда отличалась двойственностью поступков.

То Реджеп Тайип Эрдоган надевает маску закадычного друга Запада, но одновременно с этим не пускает натовские корабли в Черное море (так было во время конфликта в Южной Осетии, когда Турция пыталась продемонстрировать  свою особую точку зрения). То отказывает признавать факт присоединения Крыма к России, но воздерживается от политики изоляции. Только игра на два фронта редко кому удается, и подобные действия редко увенчиваются успехом.

 

Алиса Ермакова, Марина Староверкина