В отчете МАК отмечается, что лайнер рухнул на скорости около 600 километров в час. При этом на посадку самолет шел в ручном режиме. "На высоте девятисот метров одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" стабилизатор самолета был отклонен на пять градусов на пикирование, вследствие чего самолет перешел в энергичное снижение. Последующие действия экипажа не позволили предотвратить столкновения самолета с землей", - отметили эксперты МАК.

 

Погода - не главная причина

 

В день катастрофы Боинга 737 погода в Ростове-на-Дону в районе аэродрома соответствовала прогнозируемой, метеорологическое оборудование было в норме.

В день катастрофы Боинга 737 погода в Ростове-на-Дону в районе аэродрома соответствовала прогнозируемой, метеорологическое оборудование было в норме. По результатам исследования метеорологической информации специалисты установили, что метеорологическое оборудование, используемое для наблюдения за параметрами погоды на аэродроме Ростова-на-Дону, было проверено, исправно и работоспособно. Сотрудники, которые осуществляли метеорологическое обеспечение рейса, действовали в строгом соответствии с нормативными документами.

Помимо этого, специалисты МАК проверили квалификацию летчиков, которые управляли самолетов. Комиссия пришла к выводу, что экипаж имел свидетельства пилотов и прошли необходимую подготовку. Кроме того, их "налет" Боинг подобного типа был достаточным для допуска их к вылету.

 

Ошибки пилотов

 

Столкновение с землей произошло на скорости более 600 километров в час с углом тангажа на пикирование более 50 градусов.

Но это не помогло в ситуации, когда самолету пришлось уходить на повторную посадку, причем в ручном режиме. МАК установил, что при повторном заходе на посадку экипаж на высоте 220 м и за 4 км до взлетно-посадочной полосы отключил автопилот и инициировал набор высоты с выводом двигателей на взлетный режим. На высоте 900 м одновременно с отдачей экипажем штурвала "от себя" "стабилизатор самолета был отклонен на 5 градусов на пикирование.

Вследствие этого авиалайнер "перешел в энергичное снижение с реализацией вертикальной перегрузки до -1 единицы". Последующие действия экипажа не смогли предотвратить столкновения самолета с землей. Оно произошло на скорости более 600 километров в час с углом тангажа на пикирование более 50 градусов.

 

Несогласованность действий

 

Все же эксперты сходятся во мнении, что основной версией причины крушения Боинга Flydubai в Ростове-на-Дону стала ошибка пилотов. Как рассказал информированный источник "Интерфакса", по результатам расшифровки бортовых самописцев, на первое место вышла версия о беспорядочных действиях пилотов, не соответствующих сложившейся нештатной ситуации в сложных метеоусловиях. Пилоты не смогли своевременно сориентироваться в ситуации и принять правильное решение, чтобы избежать катастрофу.

На первое место вышла версия о беспорядочных действиях пилотов, не соответствующих сложившейся нештатной ситуации в сложных метеоусловиях.

Помимо этого, ряд экспертов считает, что пилоты разбившегося самолета при наборе высоты после неудавшейся посадки не распознали самопроизвольный маневр лайнера из-за усталости или в следствие отсутствия опыта, а когда скорость самолета, вышедшего на закритические углы атаки, начала стремительно падать, в кабине произошел конфликт, сообщал ранее "Коммерсант".

Расшифровка бортовых самописцев Боинга 737 показала, что управляющий пилот, продолжая подъем, пытался набрать скорость, увеличив режим работы двигателей до взлетного. Его напарник предполагал сначала опустить нос самолета. "Стой. Куда? Стоять! Стоять", — вразумлял он своего партнера, пытаясь прекратить набор высоты, отталкивая от себя свой штурвал. Экипаж начал согласовывать свои действия, только когда оба пилота почувствовали отрицательные перегрузки. Однако, было уже слишком поздно.

Это говорить о том, что у экипажа разбившегося Боинга была крайне низкая слетанность, то есть командир и второй пилот не смогли своими совместными действиями исправить ситуацию. Как рассказал бывший сотрудник главного центра Единой системы организации воздушного движения Виталий Андреев в интервью "Коммерсанту", экипаж Боинга не сработался, а командир стихийно сам принял решение садиться. В данном случае сказалось отсутствие опыта посадки самолета в ручном режиме.

 

Пилоты пройдут переобучение

 

Руководители российских авиакомпаний должны оценить профпригодность и переобучить пилотов, управляющих самолетами подобного типа, если такое потребуется.

Чиновники, проанализировав предварительные результаты расследования катастрофы в Ростове-на-Дону, решили принять соответствующие меры, чтобы не допустить повторения трагического происшествия. Замглавы Росавиации Олег Сторчевой, в прошлом опытнейший пилот, который одним из первых в России освоил управление Боингом 737, издал информационный бюллетень, предписывающий всем руководителям российских авиакомпаний оценить профпригодность и переобучить пилотов, управляющих самолетами подобного типа, если такое потребуется.

Летный состав получит информацию о расследовании недавних катастроф с Боингом 737 - в Ростове-на-Дону и в Казани, которая случилась в ноябре 2013 года. После такого теоретического курса все российские пилоты Боинга 737 должны будут дополнительно изучить методику ухода на второй круг после прерванной посадки в ручном режиме и с разных высот. В документе Росавиации отмечается, что при проверке особое внимание следует обратить на действия экипажа в "так называемом продольном канале — по высоте". По мнению замглавы Росавиации Олега Сторчевого, в программу регулярных тренировок следует включить подготовку летчиков для действий в критической ситуации.

Алексей Петров