Как бы странно это не звучало, но снижение цены на нефть не единственная проблема в этой отрасли, требующая решения со стороны органов государственной власти. Реализация крупных топливно-энергетических проектов, увеличение нефтедобычи, переработка нефти и ее транспортировка на территории Российской Федерации представляют потенциальную угрозу возникновению аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. В связи с этим повышается риск возникновения чрезвычайных ситуаций. А ущерб от таких аварий нередко достигает колоссальной отметки. Например, ущерб от аварии в Керченском проливе в ноябре 2007 года составил около 6,5 млрд рублей. Но самое опасное, что эти аварии создают угрозу жизни и здоровью людей.

К сожалению, большинство таких аварий замалчиваются. Тем не менее, аварийные разливы нефти происходят довольно часто. Вспомним, например, сход с рельс в Кировской области железнодорожного состава с 32 цистернами газового конденсата. Однако, зачастую, аварийно-спасательные мероприятия проводятся недостаточно оперативно при ликвидации таких последствий. Между тем объемы отходов нефтепродуктов и нефтяных загрязнений, скопившихся на отдельных объектах, достигают сотни кубометров.

Другая проблема связана с расконсервацией скважин и выходом на поверхность земли больших объемов нефти, что в последующем загрязняет огромные территории. Эти и многие другие проблемы впервые собрались обсудить в Госдуме участники круглого стола.

Резервный фонд

 

Заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Степанов Владимир отметил, что необходимо совершенствовать деятельность в этом направлении, начиная от нормативно-правовых актов до программ по ликвидации последствий нефтяных аварий.

По мнению участников круглого стола, на данный момент отсутствует регулирование заключительного этапа ликвидации последствий разливов нефти. Эксперты уверены, что необходимо сформировать реестр аварийно- спасательных формирований, аттестованных в установленном порядке в области предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти. «Также нужно, чтобы оборудование у формирований по ликвидации ЧС находились не в аренде, а в собственности», - отметил эксперт.

Другой вопрос, требующий принципиального решения, это несовершенство законодательства в части возмещения вреда окружающей среде. Решить названную проблему, по мнению участников заседания, сможет создание резервного фонда материальных средств.

Причины и ответственность

 

По мнению Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, необходимо ужесточить контроль и надзор за обеспечением предприятиями фактического уровня обеспеченности силами и ликвидации разливов нефти. Также нужно установить требования и критерии, которые должны предъявляться к аварийно-спасательным формированиям.

Некоторые участники встречи считают, что помимо борьбы с последствиями необходимо проводить меры по установлению причин, из-за которых происходят нефтяные аварии.

В свою очередь, генеральный директор «ЭКОСПАС» Апреленко Андрей отметил, что в настоящее время отсутствуют требования к компаниям, которые занимаются аварийно-спасательными работами. «Мы считаем, что необходимо подготовить предложения по созданию стандартов и требований к таким компаниям», - пояснил он. По словам Апреленко, также стоит обратить внимание на то, что требования к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе и прилежащей зоны РФ, в территориальном море и прилежащей зоне РФ, для суши не определены. Конечно, это не все проблемы, на которые стоит обратить внимание. Но дальнейшее их решение, безусловно, поможет снизить риски тяжелых последствий ЧС, связанных с нефтеразливами.

В заключении следует сказать о том, что добыча и продажа нефти, это не только наполнение кошельков, это и проблемы экологической безопасности. Но, как это часто бывает, когда человек видит прибыль, он забывает о последствиях своего обогащения. Поэтому чрезвычайно важно предъявлять к нефтедобывающим компаниям самые жесткие требования.

 Алиса Ермакова