Сам концерн ранее включал одноименное предприятие "Антонов", Харьковское государственное авиационное производственное предприятие и киевское государственное предприятие "Завод 410 ГА". В сентябре 2015 года авиаконцерн вышел из совместного российско-украинского предприятия "ОАК-Антонов", которое разрабатывало несколько новых моделей самолетов.

 

Зачем ликвидировать?

 

Причин для подобного решения властей Украины может быть несколько. Во-первых, правительство пытается сократить расходы, этому вполне может поспособствовать создание крупного холдинга. Сейчас "Антонов" фактически не существует. Его необходимо переоформить и сократить управленческий персонал, чтобы убрать издержки. Государству станет проще контролировать деятельность "Антонова" и препятствовать крайне выгодным ранее связям предприятия с российской стороной (ранее почти 90% моделей собирались в России).

Также некоторые специалисты видят в этом желание Украины избавиться от исторического наследия, ведь брэнд "Антонов" у многих может ассоциироваться с советским периодом и Россией, как правопреемником СССР, власти которого в свое время решили основать центр авиастроения именно на Украине. Такие предположения имеют право на существование, тем более на фоне запрета на Украине деятельности коммунистических партий.

Авиаконцерн "Антонов" был назван в честь советского авиаконструктора Олега Константиновича Антонова, который родился в далеком 1906 году в нынешнем Подмосковье. Под руководством Антонова в 1946 году на Новосибирском авиационном заводе было создано авиационное опытно-конструкторское бюро.

Расцвет брэнда пришелся на времена Советского союза благодаря созданию транспортных самолетов. В Новосибирске был создан Ан-2, а после переезда конструкторского бюро в Киев самой главной моделью стал уникальный самолет Ан-24, который и сейчас используется в России, а аналогов ему создано не было.

 

Потеря России

 

Уникален Ан-24 тем, что может летать на расстояния до 2 тысяч км, выпускался он в течение 20 лет. По состоянию на 1 января 2006 года в России числилось 207 таких самолетов, эксплуатировался 121 самолет. Интересно, что самолету Ан-24 в России установили 13 памятников. Таким образом, одним из важнейших партнеров концерна "Антонов" до недавнего времени можно было назвать Россию.

Свою последнюю экспортную партию самолетов "Антонов" поставил благодаря России в 2014 и 2015 году. Ан-158 получила Куба, а Ан-148 - КНДР. К финансированию сделки была привлечена российская лизинговая компания. Куба и дальше продолжить получать самолеты семейства Ан, и в этих сделках по-прежнему будет участвовать компания из РФ. Поддерживали предприятие российские заказы на обслуживание и модернизацию Анов. 

 

Есть ли будущее?

 

Дальнейшие перспективы экспорта "Антонова" видятся крайне туманными из-за желания Украины вести дела исключительно с западными партнерами. Еще в 2013 году бывший премьер-министр Украины при Викторе Януковиче Николай Азаров заявил, что руководство европейского авиагиганта ни в коем случае не допустит предприятие "Антонов" на мировые рынки экспорта. Также нет будущего у концерна в плане поддержки со стороны НАТО.

Будущее "Антонова" не вызывает оптимизма почти ни у кого, ведь Украина не сможет содержать больше одного авиаконцерна, не имея рынки сбыта. Западные страны не собираются закупать продукцию авиазаводов Украины, значит, заводы придется переориентировать на выпуск другой продукции. Вместе с этим уйдет необходимость содержать различные конструкторские бюро. Это подтверждает факт того, что в последние десятилетия самолеты Ан экспортировались по единичным заказам.

Авиаконцерн "Антонов" теперь лишится поддержки своего главного партнера в угоду политике властей Украины. Неизвестно, что будет с совместным российско-украинским проектом разработки Ан-70. Своим западным товарищам Украина в качестве авиационной державы не нужна, поскольку на западном рынке и так достаточно игроков. Под угрозой и вся авиаконструкторская отрасль Украины, которая может потерять множество высококвалифицированных кадров.

Алексей Петров