Президент США Барак Обама демонстративно отменил отдельную встречу со своим российским коллегой Владимиром Путиным в Москве в сентябре этого года.
В качестве официальной причины демарша было выдвинуто предоставление временного убежища экс-сотруднику американских спецслужб Эдварду Сноудену. При этом Обама не отказывается принять участие в саммите G20, который пройдет в сентябре в Санкт-Петербурге.
«Учитывая отсутствие прогресса в последние двенадцать месяцев по таким вопросам, как противоракетная оборона, контроль над вооружениями, торговые и коммерческие отношения, вопросы глобальной безопасности, права человека и гражданское общество, мы проинформировали российское правительство, что мы считаем более конструктивным отложить саммит до тех пор, пока у нас будет больше результатов в общей повестке дня», – объяснил решение президента пресс-секретарь Белого дома Джей Карни.
Также, по его словам, другим фактором стало «разочаровывающее решение России» предоставить убежище Сноудену.
Ранее экс-сотрудник ЦРУ получил от ФМС документы, разрешающие ему свободу передвижения, и покинул транзитную зону московского аэропорта Шереметьево, где он находился с 23 июня. США добиваются экстрадиции Сноудена, обратившегося к России с просьбой о политическом убежище.
Опрошенные эксперты, однако, считают, что реальной причиной отказа от двусторонней встречи стал вовсе не казус Сноудена.
Николай Стариков, писатель
– Причина демарша Барака Обамы значительно шире, чем предоставление Россией убежища агенту, который пока не рассказал ничего нового мировой общественности.
США таким образом выражает свое недовольство независимой линией поведения, которую демонстрирует в последнее время Россия. И той программой новой индустриализации, о которой объявил президент Путин, поставив задачей строительство новых железных и автомобильных дорог.
Кстати, Сноуден не в первый раз используется как предлог, официальная версия. Как и посадка самолета президента Боливии в Вене была вызвана его участием в Газовом саммите в Москве, а вовсе не тем, что у него в самолете искали американского беглеца.
Михаил Ремизов, Президент Института национальной стратегии
– Причина не в Сноудене, а в Обаме. Дело Сноудена стало очень серьезным ударом по его репутации. Республиканцы и так предъявляют ему претензии и обвиняют в мягкотелости, нерешительности на внешнеполитической арене.
Этот имидж безвольного политика очень неприятен для Обамы. И он просто должен был жестко отреагировать на бегство и измену сотрудника американских спецслужб, на демонстративное отступничество от национальных интересов США.
Как леволиберальный политик с определенными взглядами он, возможно, и не хотел бы проявлять жесткость. Однако как глава государства – обязан. Вот он и попытался как бы «стукнуть кулаком по столу», что позволит ему если не набрать дополнительные, то хотя бы не потерять.
Тем более, что повестка для развития российско-американских отношений отсутствует. В ней нет места для дальнейшего шага вперед.
Николай Троицкий