Почему Владимир Путин упорно не называет по фамилии оппозиционера Алексея Навального? Этот частный и второстепенный вопрос в последнее время очень волнует и даже беспокоит многих работников СМИ. Причем, не только действующих журналистов, но и тех, кто только учится.
На днях группа таких учащихся, из Академии журналистики Издательского дома «КоммерсантЪ», встречалась с пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым и, судя по всему, задавала ему тот самый сакраментальный вопрос. А Песков, похоже, ответил.
Приходится высказывать предположения, так как лекция или выступление господина Пескова на тему «Новостная журналистика в России» прошла в режиме off the record, то есть, не была предназначена для цитирования. Из-за чего случился небольшой скандал.
Некие сотрудницы ИД «КоммерсантЪ», присутствовавшие на этом мероприятии, предали гласности один из тезисов, оглашенных пресс-секретарем Песковым. А именно – ответ на вопрос о причинах игнорирования фамилии господина Навального.
Сотрудниц "Ъ", нарушивших правила конфиденциальности, немедленно уволили.
Сотрудниц, нарушивших правила конфиденциальности, немедленно уволили, причем их имена и фамилии тоже до сих пор не называются. А ответ Пескова, в их передаче, звучал примерно так: Путин в политическом плане находится вне конкуренции, и если он произнесет имя Навального, то отдаст ему часть своей популярности.
Это не дословное цитирование выступления Пескова, но есть основания полагать, что смысл его заявления по данному поводу передан правильно. В противном случае, скорее всего, не случилось бы скандала с увольнением. Зато само содержание заявления пресс-секретаря, пусть и полусекретного, вызывает недоумение.
Не может быть, чтобы Владимир Владимирович так серьезно относился к магическим практикам. Ведь это в сказках и всяких фэнтези типа прозаического сериала о Гарри Поттере существуют всякие персонажи, о которых говорится: «тот, которого нельзя называть». К суровой реальности это никакого отношения не имеет.
Впрочем, возможно, что эти разговоры насчет «передачи популярности» при упоминании имени-фамилии – не более, чем вольная интерпретация Пескова, не согласованная с его шефом. На закрытых встречах чиновники иногда позволяют себе такие импровизации. Однако интереснее всего было бы выяснить: как часто и какие фамилии упоминает президент Путин в своих публичных выступлениях?
Понятно, что покойники вроде Махатмы Ганди или Александра Солженицына – не в счет. Живые и здравствующие, пусть и отставные, зарубежные политики тоже к делу не относятся. Как и, например, прямые обращения президента к собеседникам на различных встречах, круглых столах или совещаниях, да и к различным известным людям, которых он регулярно поздравляет с юбилеями и днями рождения.
Речь идет исключительно об упоминании в третьем лице граждан России, находящихся в добром здравии. То есть, таких людей, которым можно каким-то образом «передать» частицу своей популярности. При этом они делятся на тех, кто находится в прямом подчинении главе государства, и, так сказать, вольных политиков, формально не подчиняющихся президенту. Таких, как Алексей Навальный.
Итак, анализ публичных высказываний Владимира Путина за текущий 2013 год, которые в обязательном порядке фиксируются на его официальном сайте, позволяет делать интересные выводы.
Анализ публичных высказываний Путина за 2013 год, которые фиксируются на его официальном сайте, позволяет сделать интересные выводы.
Оказывается, Владимир Владимирович чрезвычайно скуп на упоминания каких-либо сограждан, имеющих отношение к политике или сфере управления в России. Даже высокопоставленных чиновников Путин предпочитает называть по имени-отчеству, опуская фамилию.
Вот, например, цитата из выступления на заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в расширенном составе, состоявшегося 23 сентября этого года: «Потом Николай Николаевич доложит нам по итоговым документам, мы их подпишем». Имеется в виду секретарь ОДКБ Николай Бордюжа, однако фамилию его Путин опустил, в стенограмме она добавлена для понимания в квадратных скобках.
И это типичный случай. Трудно сказать, чем именно руководствуется глава государства. Действительно ли он не желает делиться своей популярностью – по версии господина Пескова? Или случайно так получается? Но тем интереснее ознакомиться с исключениями, для перечисления которых хватит пальцев одной руки.
Естественно, Путин несколько раз называл в третьем лице и по фамилии главу правительства Дмитрия Медведева. Но тот с самого начала своей политической карьеры в верхних эшелонах власти, так сказать, светит отраженным светом от популярности и рейтинга старшего товарища по власти.
Следующий государственный деятель, удостоившийся такой чести – Алексей Кудрин, бывший вице-премьер и министр финансов, ныне являющийся частным лицом и активным общественником. Путин не раз говорил о своем хорошем отношении к господину Кудрину, вдобавок их связывает многолетняя личная дружба. Так что и тут нет ничего удивительного.
Далее, президентом был назван по фамилии новый старый мэр Москвы Сергей Собянин, причем дважды. Правда, второй раз это произошло на церемонии его вступления в должность, так что тут нельзя говорить о «чистоте эксперимента». Путин, по сути дела, лично обращался к столичному градоначальнику. Зато до этого, в интервью Первому каналу и Ассошиэйтед Пресс от 4 сентября, Сергей Семенович был упомянут как крепкий хозяйственник, в самом положительном смысле.
«Господин Жириновский иногда так наваливается на федеральную, а иногда на региональную власть, что мама не горюй...»
Наконец, упоминались по фамилиям еще двое отсутствующих граждан России из серии vip. Во-первых, это Анатолий Чубайс, о котором президент сказал следующее: «Он остается такой нужной очень для нас фигурой, на которую постоянно общественное мнение отвлекается, когда что-то не нравится».
А во-вторых, это Владимир Жириновский, насчет которого Путин в том же самом интервью Первому каналу и Ассошиэйтед Пресс выразился таким образом: «Господин Жириновский иногда так наваливается на федеральную, а иногда на региональную власть, что мама не горюй, как у нас говорят».
По сути дела, в обоих случаях иронические комментарии сводят на нет сам факт употребления имен и фамилий видных деятелей.
Да вот, собственно, и все. Всего пять фамилий, названных публично. Да, разумеется, был еще эпизод, когда Путин назвал по имени Алексея Навального в кулуарах Валдайского форума в беседе с журналистом американского журнала The Nation Алеком Луном. Но это нельзя считать официальным упоминанием.
Таким образом, личная популярность и харизма Владимира Владимировича остается «нерастраченной». Далеко не каждый чиновник, даже самый преданный и лояльный, заслуживает чести быть названным по фамилии самим президентом России.
Вероятно, не следует в этом искать мистический и магический смысл. Ведь очень многие деятели, те же бизнесмены хотя бы, готовы были бы дорого заплатить за то, чтобы их фамилии упомянул глава государства, так как уже из одного этого факта можно извлечь и прибыль, и выгоду. Так уж построена экономика в России.
То же самое относится и к политикам. Многим хочется, чтобы Путин показал, что он знает об их существовании. Да только Путину это не нужно. Не зря Пушкин писал от имени Бориса Годунова: «Не должен царский голос на воздухе теряться по-пустому». К президентам это тоже относится. А Дмитрий Песков в своем выступлении off the record просто пошутил.
Николай Троицкий