Последние годы отмечены лавинообразным ростом интереса к Арктике со стороны ряда «арктических» и неарктических стран. Важнейшим стимулом для этого стало потепления климата в Арктике. Это ведет к расширению приарктической зоны «свободной воды» и стремлению арктических государств наращивать свое присутствие, в т.ч. и военное, в этом важнейшем регионе мира. С этим связано и наличие огромных запасов полезных ископаемых в недрах Арктики. По озвученным данным здесь находится около 1/3 мировых запасов природного газа и до 13% – нефти. Арктический шельф хранит огромные запасы угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца.

Что же значит Арктика для России? Очень и очень многое. Здесь находится более 70% нефти и свыше 88% газовых запасов всех российских морских акваторий, которые оцениваются в более чем 15 трлн. долларов. В Арктическом регионе находится 18% российской территории, на которой производится около 20% ВВП страны и до 22% нашего экспорта.

России принадлежит 58% (22600 км) от всей протяженности арктического побережья (38700 км), а площадь ее арктических владений в 1,42 раза превышает аналогичную площадь США, Канады, Норвегии и Дании вместе взятых. Самый большой в мире флот ледоколов и судов усиленного ледового класса имеет Россия, которая является сегодня ведущей страной в изучении и освоении Арктики.

Трудно оценить и военно-стратегическое значение Арктики для России. Сегодня здесь базируется значительная часть ракетно-ядерного потенциала РФ, военно-космических средств и объектов, важнейшие военные и военно-промышленные объекты инфраструктуры. В их числе Северный флот ВМФ России, космодром Плесецк, Центральный ядерный полигон (Новая Земля), ракетный полигон Кура (Камчатка), предприятия ОПК и другое.

 

Особую роль для России имеет арктическое стратегическое воздушно-космическое направление. По сравнению с другими это направление имеет наименьшее время подлета баллистических ракет к континентальной части РФ и США. Кроме того, огромные ледовые просторы Арктики обеспечивают скрытный выход стратегических подводных ракетоносцев на позиции пуска ракет.

В связи с повышением активности других стран Россия принимает меры по восстановлению своего присутствия в этом регионе. 28 февраля министр обороны Сергей Шойгу заявил о восстановлении в 2013 г. аэродрома Темп на Новосибирских островах. В ближайшее время планируется восстановить аэродромы в Тикси, Нарьян-Маре, Алыкеле и Анадыре.

Кроме того, в течение 3 лет должно быть создано замкнутое радиолокационное поле на севере нашей страны. Предусматривается формирование арктических соединений и частей, основу которых составят контрактники. В стадии разработки вопрос о создании флотского стратегического командования в Арктике.

Это и многое другое требует от России вести собственную последовательную и масштабную арктическую политику, сохранять и наращивать свое присутствие в Арктике. Российский исследователь Арктики и депутат Госдумы Артур Чилингаров считает, что арктическая зона России является важнейшим национальным достоянием, залогом успешного развития страны в ближайшей и отдаленной перспективе.

Особое значение для всего мирового сообщества имеет многолетний российский опыт в освоении и использовании Северного морского пути (СМП), которому был посвящен Международный инвестиционный арктический саммит 27 февраля в Москве. В нем приняли участие руководители федеральных и региональных российских структур, эксперты, а также представители зарубежных стран.

В ходе саммита некоторые его участники ответили на вопросы «Росинформбюро» и высказали свое мнение о роли России в Арктике.

 

Валерий Митько, доктор технически наук, профессор РАЕН, президент Санкт-Петербургской Арктической общественной академии наук.

 

– Насколько важен арктический регион сегодня для безопасности России?

Я считаю, что сегодня Арктика для России все. На юге нас никто не ждет, а наоборот. Здесь у нас расположены российские стратегические ядерные силы, что и обусловливает особую важность для России этого района.

– Как Вы оцениваете действия руководства страны по восстановлению военной инфраструктуры в Арктике?

– Восстановление военной инфраструктуры следует рассматривать как палку о двух концах. Я не подвергаю сомнению действия нашего руководства, но лично я не принял бы решения на проводку военного каравана летом прошлого года.

– Почему?

– Арктика является очень хрупким экологическим и духовным образованием с точки зрения местных жителей и взаимодействия России с другими странами. Любые демонстративные действия будут вносить раскол в ряды арктических стран. Что мы хотели показать? Я за развитие и восстановление инфраструктуры, но ведь можно возвращаться реально без громких заявлений и демаршей. Подробные действия, я думаю, не в наших интересах.

– Как может осуществляться взаимодействие в Арктике с другими странами, в том числе и военное?

– Мы можем совместно проводить экологические, ресурсные и спасательные операции. Но в области военного взаимодействия, только с учетом наших интересов, например на уровне научно-исследовательских работ, и совместных спасательных операций. С учетом особой важности этого региона для нас к вопросам военного взаимодействия следует подходить с большой осторожностью и соблюдением мер национальной безопасности.

– Как вы считаете, окажет ли восстановление военной инфраструктуры на реализацию проектов гражданского назначения?

– Я уверен, что восстановление военной инфраструктуры положительно будет влиять и на реализацию гражданских проектов. У нас всегда военные были особым, самым прогрессивным и образованным слоем общества, цветом нашей нации. В других государствах наоборот, военные были средством в руках государства для реализации политических решений. Со времен Сердюкова такая тенденция наметилась и в России. Считаю, что если армию нивелировать до уровня «орудия» реализации государственной политики, то она станет хуже. Но если ее считать важным слоем нашего общества, поднимающего все остальные, то она поднимет все структуры и гражданского общества.

 

В ходе своего выступления на саммите Валерий Митько отметил две проблемы планового освоения и развития арктического региона России: отсутствие доктрины арктического пространства и невнимание к повышению интеллектуального потенциала Арктики. «Если не будет условий для жизни людей, все остальное реализовано не будет», – сказал он. Сегодня интеллектуальный фактор, по его мнению, является опережающим и важнейшим для развития Арктики. Митько отметил, что с учетом этого, сегодня Арктическая академия занимается обоснованием арктической миссии России с точки зрения геополитики.

Митько считает необходимым развивать комплекс мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных происшествий, особенно в экологическом плане. Арктика, где добываются углеводороды и широко используются источники атомной энергии, является экстремальным районом в этом плане.

 

© Росинформбюро / Е. БулакевичВячеслав Рукша, генеральный директор ФГУП «Атомфлот» сказал, что перед ними сегодня стоит 2 крупные задачи: поддержание в рабочем состоянии существующий флот и строительство 3 новых универсальных ледоколов класса К-60 для проводки крупнотоннажных судов.

 

– Насколько важна для России задача развития ледокольного флота?

– «Ледяная дорога» через Карское море с его 6-7 метровым ледяным покрытием имеет важнейшее значение и если ее не будет, все проекты реализованы не будут. Именно поэтому Россия просто обязана иметь мощный ледокольный флот. Не стоит забывать, что стоит не просто преодолеть лед, а двигаться со скоростью не менее 17 узлов, иначе наша экономика не выдержит. Еще русский адмирал Макаров сказал: «Ни одна нация не заинтересована так в ледоколах, как наша».

 

– Выполнение каких задач обеспечит решение стоящих перед ледокольным флотом программ?

– Это продление ресурса работы действующих ледоколов и строительство первых 3 новых ледоколов в период до 2022 г. с тем чтобы наши заказчики получили ледокольное обеспечение в полном объеме. Решение по строительству уже принято и идет процесс привлечения инвестиций для реализации этой задачи.

 

© Росинформбюро / Е. БулакевичНиколай Петровский, капитан 1 ранга, представитель главного оперативного управления Генштаба ВС РФ.

 

– Ведется ли работа с гражданскими структурами по восстановлению военной инфраструктуры в Арктике?

– Такая работа ведется постоянно. В общем плане большое значение для освоения и развития арктического региона имеют ледоколы.

– Планируется ли строительство специализированных ледоколов для нужд Минобороны?

– Думаю, что такая работа по строительству специализированных судов ледокольного назначения для Минобороны будет организована. Следует иметь в виду, что сегодня все военные корабли обладают возможностью плавания во льдах. Это предусматривается еще на этапе их конструирования и строительства. Специализированные ледокольные суда, безусловно, будут строиться, и иметь возможность плавания в более тяжелых условиях, чем все остальные.

– Какова готовность Северного флота к выполнению стоящих перед ним задач в Арктике?

– Современный Северный флот всегда был в готовности к выполнению таких задач и сегодня вплотную этим занимается.

 

Анатолий Соколов, военный обозреватель ИА «Росинформбюро»