В США дошло до своего апогея противостояние партий и, соответственно, ветвей власти.
Нижняя палата Конгресса, где Республиканская партия имеет большинство, категорически отказывается принимать бюджет. Депутаты готовы на это пойти лишь при одном условии – если будет отменена или хотя бы будет перенесено вступление в силу положений реформы здравоохранения — одной из важнейших инициатив президента Барака Обамы.
Из-за того, что не принят бюджет, с 1 октября приостановлено финансирование государственных учреждений. Нет прогресса и в переговорах администрации с республиканцами по повышению лимита заимствований, без которого США грозит дефолт. Оппоненты Обамы предлагают не повышать потолок госдолга, а снижать госрасходы.
Обама в ответ заявляет, что готов обсудить с республиканцами реализацию реформы здравоохранения после того, как они восстановят финансирование госучреждений и повысят потолок госдолга.
«Я буду рад поговорить с республиканцами о политике в сфере здравоохранения и на другие темы. Но, как я уже заявлял, я не буду делать это под угрозой, что если они не получат все, что хотят, они доведут страну до дефолта», — объяснил свою позицию президент США.
При этом Обама не раз заявлял, что в палате представителей, по его мнению, достаточно сторонников принятия бюджета. Однако им мешает высказать свое мнение спикер палаты представителей Джон Бейнер, который отказывается ставить вопрос на голосование. Таким образом, он становится одной из ключевых фигур в сегодняшнем противостоянии. Кто же он такой?
Джон Эндрю Бейнер – главный оплот, редут и командир ограниченного контингента Республиканской партии в Палате представителей Конгресса, который мешает президенту-демократу Бараку Обаме войти в историю. По крайней мере, по версии самого Обамы.
Спикер костьми ложится, как 28 панфиловцев или 26 бакинских комиссаров. Ставит ежи, надолбы и другие преграды. Не позволяет принять бюджет, пока демократы не согласятся отложить свою амбициозную реформу здравоохранения.
Бейнер – спикер палаты, и без него голосование не состоится. А он твердо уперся в принцип: правее меня только стена. Олицетворяет позиции самого жесткого, консервативного и неповоротливого крыла своей партии.
По должности? Или по убеждению? Какая разница. Главное – результат.
Джон Бейнер – типичный средний американец-республиканец. Воплощение пресловутой американской мечты. Из бедных провинциальных низов поднялся до высот столичного Капитолия.
Гибкой позицией никогда не грешил, не гнулся, не шарахался, не метался. За то и попал в спикеры, поэтому оставался лидером республиканского всего – и меньшинства, и большинства.
Он не может и не хочет позволить себе никакой самодеятельности. Пока не прикажет партия – с места он не сойдет.
И при этом ничто не мешает Бейнеру лукавить и лицемерить. Он говорит:
«Американский народ не хочет приостановки деятельности правительства, и я тоже этого не хочу. Единственное, чего мы просим, – сесть вместе и все обсудить».
Все то же самое говорит и Обама, и Демократическая партия. И те, и другие готовы пойти на компромисс – но лишь на своих условиях. И ждут, пока противная сторона даст слабину, дрогнет, не выдержит и отступит.
Джон Бейнер пока не похож на сторонника отступления. Старый прожженный, матерый парламентский волк, он может долго бодаться.
А вышеупомянутый американский народ пока безмолвствует. До следующих выборов. А там увидим, кто войдет в историю, а кто отправится прямиком на ее свалку.
Николай Троицкий