Битва за мертвые души

 

Официальные итоги голосования по выборам мэра столицы выглядят так: Сергей Собянин – 51,37% голосов избирателей, Алексей Навальный – 27,24%, Иван Мельников получает 10,70%, Сергей Митрохин – 3,51%, Михаил Дегтярев – 2,86%, Николай Левичев – 2,79%. Второго тура не будет, о чем объявил глава Городской избирательной комиссии Валентин Горбунов.

К этому надо добавить, что, по предварительным данным, явка избирателей на выборах мэра Москвы составила около 32%. Небывало низкий показатель, однако, похоже, что он отражает суровую реальность. Просто раньше, вкупе с другими приписками, по итогам выборов заодно искусственно завышали явку.

Теперь же приписывать ничего не стали, и выяснилось, что даже в политизированной столице только треть ответственного взрослого населения готова исполнять свой гражданский долг. Остальным или лень, или наплевать.

И вот теперь вокруг потенциальных избирателей, не пришедших к урнам и бюллетеням, разгорелась занятная суета. Чуть ли не все экс-кандидаты пытаются задним числом записать эти «мертвые души» в свой актив.

Смешнее всех выступил маргинальный политик и писатель Эдуард Лимонов. Он в последнее время принципиально не принимает участия ни в каких выборах, так как не имеет такой возможности. Все партии, которые он организовывал или запрещались, или не регистрировались. Поэтому он усиленно призывал всех москвичей бойкотировать мэрские выборы.

И теперь Лимонов утверждает, что эти почти 70 процентов москвичей, не явившихся на выборы, вняли его призыву к бойкоту. Хотя на самом деле подавляющее большинство игнорантов ни о каких лимоновских призывах даже не слыхали.

 

После драки кулаками

 

Не намного разумнее Лимонова ведут себя многие эксперты лоялистско-охранительного толка, поддерживающие Собянина. По их утверждениям, очень многие сторонники и.о. градоначальника были настолько уверены в его победе, что в решающий день не приехали в Москву со своих дач. Да и вообще Собянин слишком вяло вел избирательную кампанию, не занимался настоящей мобилизацией своего электората…

Подобные спекуляции невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Да, безусловно, Собянин не вел агрессивную предвыборную кампанию, он выбрал другой путь: позиционировал себя как умудренного крепкого хозяйственника, чуждого политическим страстям. На фоне суетящихся конкурентов и.о. мэра выглядел эпически безмятежно, демонстрировал не просто уверенность, а самоуверенность.

Возможно, Собянин с этим несколько переборщил. Но нет никаких оснований для утверждений, будто именно его сторонники остались на дачах и не приехали в столицу. Наоборот, лояльно-охранительный электорат, то есть, люди, чье кредо «всегда за начальство», отличаются особенной дисциплинированностью.

А вот представители так называемого «креативного класса», для которых журналист Павел Пряников придумал отличную аббревиатуру «креаклы», как раз отличаются неорганизованностью и безответственностью. И дачи у них тоже есть. Да и вообще, кто угодно может теперь претендовать на эти почти 70 процентов неявившихся избирателей и глубокомысленно заявлять: вот если бы они пришли, то я бы получил…

Короче говоря, в Москве наблюдаются многочисленные сеансы размахивания кулаками после драки. Пока собянинские сетуют на вялость и депрессию электората, Алексей Навальный, его штабисты и поклонники пытаются оспорить итоги голосования и требуют второго тура.

Эти претензии смотрятся особенно нелепо и даже неприлично, так как нельзя не согласиться с тем, что столичные власти сумели провести честные выборы, насколько это возможно в принципе. Были мелкие нарушения и шероховатости, но все объективные наблюдатели сходятся в том, что это не повлияло на исход голосования.

Кроме того, не очень понятно, какая радость кандидату Навальному в гипотетическом втором туре? Сейчас он не только выглядит, но и является отчасти победителем. Получив 27 процентов, он опроверг все прогнозы социологов. Ни один представитель несистемной (да и системной) оппозиции не получал до сих пор столь много голосов на столь важных и заметных выборах. А во втором туре его бы просто раздавила машина административного ресурса, включенная на полную мощность.

 

Сквозь препоны и зачистки

 

Именно так раздавили и зачистили всех оппозиционных кандидатов на всех прочих выборах, прошедших 8 сентября в России: на муниципальных, региональных и губернаторских. Москва и Московская область в данном случае были не примерами, а исключениями.

Во всяком случае, ни один официальный кандидат в губернаторы не помогал своим соперникам преодолеть муниципальный фильтр, как это сделали Собянин и Андрей Воробьев, победивший в Подмосковье. Наоборот, срезали всех, кто мог составить хоть какую-то конкуренцию.

Сами кампании проходили со всеми возможными эксцессами и нарушениями. И давили на избирателей административным ресурсом, и снимали с выборов всех неугодных кандидатов. В результатев большинстве избирательных кампаний победу одержали кандидаты «Единой России». Вот только очень многие из них старались стыдливо умалчивать о своем членстве в ЕР и изображали из себя самовыдвиженцев и «независимых кандидатов».   

И несмотря на все административные рогатки и зачистки, сквозь все препоны прорвались отдельные неформальные и нетрадиционные кандидаты. Так, в Екатринбурге на выборах главы города, спикера городского собрания все-таки победил шеф фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман.

Надо сказать, что местная власть прилагала огромные усилия, чтобы не допустить этой победы. Из Москвы приезжал телевизионный «киллер» Андрей Караулов снимать фильм о связях Ройзмана с уголовным миром. Появлялись ложные объявления о том, что кандидатуру Ройзмана сняли с выборов. Но не помогло. Слишком уж популярна эта фигура в городе. Другое дело, что должность, на которую его избрали, имеет скорее символическое значение, и реальной власти в городе у него не будет.

Ройзман не единственный неформальный кандидат, одержавший неожиданную победу. Например, На выборах главы Петрозаводска безоговорочно журналистка Галина Ширшина кандидат-самовыдвиженец, которая обыграла с крупным счетом местного единоросса Николая Левина. Впрочем, таких мэров-победителей было уже немало, часть из них впоследствии перешли в «Единую Россию», остальные отправилась за решетку.

Один из таких оппозиционных мэров, позднее оказавшихся в СИЗО – Евгений Урлашов из Ярославля. Теперь он ждет суда и, скорее всего, реального срока. А тем временем в состав Областной Думы, судя по предварительным данным, был избран один из ветеранов оппозиционного движения, сопредседатель партии РПР-Парнас Борис Немцов. Во многих выборах он участвовал в последнее время, и наконец ему улыбнулась удача.

 

Николай Троицкий