За несколько дней до учредительного съезда «Общероссийского народного фронта» в «Известиях» появилась информация, что ОНФ перестанет принимать в свои ряды общественные организации и движения и введет строгое индивидуальное членство. Некие анонимные источники рассказали газете, что, дескать, все это будет записано в уставе организации.

Тут же возникли закономерные вопросы. Если «Общероссийский народный фронт» вводит такие суровые ограничения, не значит ли это, что он намерен сам превратиться в классическую политическую партию? И если это так, то размытой и неопределенной становится судьба и перспективы «Единой России».

Не может же быть в России двух партий одной власти. Перефразируя реплику из популярного советского фильма, политический «Боливар не снесет двоих».

В настоящий момент процедура вступления в ОНФ никак и нигде не прописана. В работе «Фронта» имеют право принимать участие целые организации, профсоюзы и рабочие коллективы. Всё это не оформляется никакими документами, сохраняется формат «свободного присоединения». Что же случится, если процедура вступления в движение будет строго регламентирована?

Эксперты не сразу внесли ясность в этот вопрос.

Так, политолог,  проректор РЭУ имени Плеханова и член Общественной палаты Сергей Марков немедленно предположил, что никакого окончательного решения еще не принято. Введение индивидуального членства – это только из вариантов, один из проектов.

По его словам, ОНФ как был, так и останется движением, а не политической партией. Но будут существовать два разных статуса.

Политолог заявил: «У меня нет точных сведений, но есть основания полагать, что на учредительном съезде ОНФ будет утверждена гибкая система членства в организации. В его состав Фронта будут входить и конкретные люди, и целые структуры, в том числе и партии, но – и это очень важно – тот факт, что, например, «Единая Россия» вошла в ОНФ, не будет означать, что все до единого члены ЕР автоматически станут членам ОНФ».

«В выборах будут участвовать уже существующие и вновь зарегистрированные партии, – считает Марков. – Но ОНФ сохранит возможность перейти в формат, при котором сможет принять участие в выборах. И это будет в одинаковой степени хорошо и для Фронта, и для партии».

Политолог пояснил свою мысль: «Если противники начнут особенно яростно атаковать «Единую Россию», можно будет отвести удар и двинуться по линии не дискредитированного Общероссийского Народного фронта. Однако, если политические противники сами будут понимать, что есть такая возможность, то они не станут слишком злобно нападать на ЕР. Получится, что ОНФ защитит партию от участи стать главной мишенью для нападок».

«Возможность для превращения ОНФ в партию сохраняется, резервируется, но это произойдет не в ближайшее время, – считает Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. – «Единая Россия» еще остается основной партией власти, ее судьба в последнее время тесно связана с судьбой правительства. А ОНФ – возможная, потенциальная, альтернативная партия власти в далеком будущем. В ближайшее время никакой подобной трансформации не случится».

Ремизов согласился с тезисом о том, что ЕР медленно, но верно отходит на второй план. «Единороссы давно уже стараются быть на выборах самовыдвиженцами, там, где это возможно», – напомнил эксперт. И продолжил: «С тех пор, как Путин дистанцировался от ЕР, выбрал общественный, а не партийный формат, эта тенденция только усилилась».

Тем не менее, Ремизов уверен, что никакой смены партий власти пока не планируется. «Главный аргумент против возможной трансформации ОНФ – это явное и заметное стремление Путина к надпартийному статусу», - подчеркнул политолог. И развил свою мысль: «Народный Фронт, скорее всего, останется широкой рамкой, объединяющей клуб неоппозиционных партий, собравшихся под знаменем поддержки курса Кремля».

«Что же касается индивидуального членства, то оно требуется, чтобы исключить неприятные ситуации типа «без меня меня вступили», – резюмировал Ремизов.

Все окончательные точки над i поставил Руководитель центрального исполкома ОНФ, депутат Государственной Думы Вячеслав Лысаков.

«Закон об общественных объединениях в принципе не предусматривает никакого членства», – первым делом сообщил Лысаков. И продолжил: «В отличие от разных прочих организаций, общественные движения не знают такого понятия. Там возможно только участие, которое имеет уведомительный характер, и участие может быть как индивидуальным, так и коллективным».

Господин Лысаков категорически отверг всякие намеки на возможность превращения Общероссийского народного фронта в еще одну политическую партию. «Ни о чем подобном и речи быть не может, не стоит такой вопрос в повестке дня!» - заявил депутат, и при этом продемонстрировал удивление самой возможностью такой трактовки.

«Нет никакого членства, никаких партбилетов. В ОНФ вправе войти и физические лица, что вовсе не значит, будто коллективным членам запрещено к нам вступать. При этом, если некий член коллектива решил участвовать в работе Фронта, это не будет значить, что к нам присоединились все его коллеги, вся общественная организация, весь завод. Все – сугубо добровольно, и в уведомительном порядке», – пояснил Лысаков.

«Милости просим все вменяемые партии! Мы готовы сотрудничать со всеми, и с «Единой Россией», это наше материнское гнездо, и с партией «Родина», и с другими. Но это – не более чем сбалансированное партнерское участие. Мы как были, так и остаемся зонтичная структура, никаким партиям мы не конкуренты», – на этом глава исполкома поставил точку.

Получается, что никакой сенсации не случилось. Общероссийский народный фронт продолжит свою работу в прежнем качестве и не спешит преобразиться в новую партию власти.


Николай Троицкий