В минувший понедельник, 27 июня, на подмосковном аэродроме Кубинка успешно завершилось международное освидетельствование российского самолета наблюдения Ту-154М Лк-1, оснащенного цифровым сканером российского производства. Представители всех государств-участников Договора по открытому небу (ДОН) без замечаний подписали отчет об освидетельствовании, тем самым открыв дорогу к применению этого самолета с цифровой техникой в ходе российских наблюдательных полетов.

Сергей Колесников

Автор материала: Сергей Колесников, военный эксперт, занимал пост замначальника направления по реализации Договора по открытому небу в Минобороны России, бывший военный советник РФ по вопросам безопасности и разоружения в Вене..

С момента вступления в силу Договора по открытому небу (с 1 января 2002 года) для Российской Федерации это уже четвертое международное освидетельствование ее самолетов наблюдения. В апреле 2002 года прошёл освидетельствование самолет Ан-30Б с пленочными аэрофотоаппаратами типа АФА-41 и АФА-42 с различной конфигурацией объективов. В мае 2004 года был освидетельствован самолет Ту-154М Лк-1 с теми же фотоаппаратами. Следует отметить тот факт, что оба этих самолета были освидетельствованы в ходе совместных международных освидетельствований, проводившихся на территории Германии (аэродром Нордхольц), в ходе которых также освидетельствовались самолеты наблюдения других участников ДОН. При этом предполагалось, что самолет Ту-154М Лк-1 будет применяться прежде всего для выполнения наблюдательных полетов над США и Канадой до ввода встрой нового самолета наблюдения Ту-214ОН, что по планам должно было произойти к 2011 году.

В рамках работы рабочей группы экспертов по аппаратуре наблюдения Консультативной комиссии по открытому небу (заседает в Вене, Австрия) к началу 2010 года удалось согласовать технические аспекты Решения ККОН о постепенной замены аналоговой аппаратуры наблюдения на цифровую. В ходе работы 2-й обзорной конференции по выполнению Договора по открытому небу (проходила в начале июня 2010 г. в Вене) российская делегация презентовала свой перспективный комплекс наблюдения на базе самолета Ту-214ОН и с установленной на нем оптико-электронной системой наблюдения (изделие «Цифровик»). Уже тогда стало ясно, что в вопросах модернизации средств наблюдения, допущенных к применению Договором по открытому небу, Российская Федерация на много опережает все остальные государства-участники. Этот вывод подтвердился на практике. Так, презентованная на той же конференции делегацией Норвегии программа создания самолета наблюдения на базе патрульного самолета Р-3 «Орион» до сих пор не вышла на финишную стадию.

В сентябре 2013 года в Российской Федерации состоялось международное освидетельствование самолета Ан-30Б с установленным на нем ОЭСН «Цифровик». Это изделие представляет собой сборку в едином корпусе кадровых оптико-электронных сенсоров для малых, средних и больших высот полетов. При этом разрешение на местности в пикселе у всех трех сенсоров не превышает разрешенные Договором 30 см. По завершению того освидетельствования только американская делегация отказалась подписать отчет об освидетельствовании, что объяснялось политическими причинами (смотри ранее опубликованную на сайте статью). Американцы сделали это только в мае следующего года.

С самолетом Ту-214ОН произошла заминка. Еще в 2005 году Генеральный штаб предлагал главному штабу ВВС рассмотреть вопрос об одновременной замене самолета Ту-154М-ОН на Ту-214ОН и состава бортового комплекса аппаратуры наблюдения (БКАН) на более совершенную. Техническое задание на разработку БКАН (головной разработчик – «Концерн радиостроения «Вега») было выдано в далеком 1992 году, спустя три месяца после подписания в Хельсинки Договора по открытому небу. Не смотря на то, что самолеты Ту-154М-ОН (планировалось, что их будет три) в 90-х годах прошлого века не строились, все элементы БКАН и наземной инфраструктуры обработки данных создавались и были воплощены в металле к 2005 году, а часть из них даже принята в эксплуатацию. В этих условиях заказчик в 2006 году, предвидя трудности со списанием средств, затраченных на БКАН, решил строить два самолета Ту-214ОН, а первый из них испытывать с морально устаревшей аппаратурой, но отвечающей требованиям ТЗ. Специалистам было понятно, что такое решение отодвигает на неопределенный срок международное освидетельствование нового самолета наблюдения.

Так и получилось. Первый самолет был передан ВВС в сентябре 2013 года. К этому времени три российских аналоговых фотоаппарата (один плановый и два перспективных) были заменены на такое же число современных цифровых аппаратов DMCII 140 (немецкого производства) матрицей в 140 Мпкс, обеспечивавших полосу просмотра до пяти высот полета. Но к этому времени успешно завершилось создание «Цифровика», к тому же освидетельствованного совместно с Ан-30Б. Иметь два типа цифровой аппаратуры наблюдения заказчик разумно счел не позволительной роскошью. В 2015 году Минобороны России объявило тендер на выполнение опытно-конструкторской работы по дооснащению Ту-214ОН цифровыми сенсорами российского производства со сроками завершения в 2017 году.

Не был забыт и Ту-154М Лк-1. В 2015 году на нем провели капитальный ремонт с модернизацией навигационно-пилотажного комплекса до уровня современных требований ИКАО, что значительно расширило его эксплуатационные возможности при транзитных полетах через Атлантику и над Европой. Также аналоговые аэрофотоаппараты были заменены на «Цифровик». Началась интенсивная подготовка самолета к международному освидетельствованию, порядок которого регламентирует специальное Руководство, утвержденное ККОН и ряд дополнительных Решений к нему. Прежде всего, требовалось выполнить большое количество испытательных полетов над тестовым полигоном для того, чтобы набрать статистическую базу снимков для различных высот прохода над тест-объектом с требуемой точностью. В последствии это позволило убедительно доказать иностранным инспекторам, что установленная на самолете аппаратура наблюдения по своим возможностям не превышает установленные ДОН ограничения. Чтобы снять возможные вопросы было проведено тренировочное освидетельствование, на которое прибыли инспектора от ряда государств-участников.

Эта большая работа увенчалась полным успехом. В период с 19 по 27 июня с.г. 50 иностранных инспекторов провели предусмотренные ДОН процедуры по освидетельствованию Ту-154М Лк-1. Были выполнены контрольные полеты над тест-объектом, для чего задействовались аэродромы Майкоп и Кубинка. Последующая обработка данных в совокупности с набранной статистической базой показала что, оснований для отказа в допуске российского самолета наблюдения с «Цифровиком» нет.

Уже в июле 2016 года самолет может начать выполнять наблюдательные полеты над США, чему там, конечно, не рады.

Однако следует отметить, что качественных изменений в процессе наблюдения в ходе полетов после сертификации Ту-154М Лк-1 для российской стороны не произошло. «Тушка» и еще более старый Ан-30 несут одинаковую аппаратуру. Да этого и не могло быть. Для этого и принимались в ККОН соответствующие ограничения. Цифру вводили не для получения новых технических возможностей, а потому, что аналоговая техника заменяется цифровой. Вряд ли что-то принципиально измениться и с последующим освидетельствованием Ту-214ОН, которое может состояться не ранее второй половины 2018 года. Там опять же будет стоять тот же «Цифровик», который в соответствии с положениями ДОН может у России купить любой участник этого Договора, как и любую другую аппаратуру наблюдения. Так что в США противники ДОН занимаются откровенны подлогом, говоря о том, что применение Ту-154М Лк-1 и уж тем более Ту-214ОН дает России сверх возможности по добыванию информации.

В этом у них есть вольные или невольные помощники. Хотелось бы обратить внимание на такой факт. Ряд российских экспертов, том числе и военных, называют самолеты наблюдения самолетами-разведчиками. Это не корректно, как по отношению к букве Договора по открытому небу, так и по возможностям аппаратуры самолета наблюдения и процедурам выполнения наблюдательных полетов в рамках этого Договора. Тем более, представители наблюдаемой стороны всегда согласовывают маршрут наблюдательного полета и точно знают, что удалось заснять в ходе такого полета (им передается копия собранных данных первого поколения). Других возможностей по добыванию информации с помощью самолетов наблюдения нет. Это подтверждается в ходе международного освидетельствования. В тоже время применение термина самолет-разведчик позволяет противникам ДОН, прежде всего в США, манипулировать общественным мнением, ссылаясь на то, что самолеты-разведчики используются для нелегального сбора информации (вспомним, например, U-2 и SR-71), что самолеты наблюдения любого государства-участника сделать не могут.